Туманные перспективы Киргизии

В Киргизии прошли выборы в парламент, который теперь и будет "коллективным правителем" страны. Большинство депутатских мест получила оппозиция. Российский фактор был одним из определяющих - лидеры многих партий до выборов встретились с руководителями России, а местный "Саакашвили" набрал всего шесть процентов. Станет ли Киргизия более стабильной?

В Киргизии подводят итоги состоявшихся 10 октября парламентских выборов. Они имеют для страны принципиальное значение - ведь теперь страна стала парламентской республикой и вся полнота власти перейдёт именно к высшему законодательному органу страны.

Нынешнему голосованию предшествовала целая череда потрясений. Началось всё с того, что в апреле произошли массовые беспорядки, приведшие к свержению прежнего президента Киргизии Курманбека Бакиева. К власти пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой, а парламент был распущен.

В конце июня в Киргизии состоялся референдум по новой конституции. Большинство граждан высказались за превращение страны из президентской республики в парламентскую. За президентом страны (этот пост Роза Отунбаева сохранит до конца 2011 года) останутся только представительские функции. Выборы в новый парламент назначили на 10 октября.

Утром 11 октября стало понятно, что в парламент проходят пять из 29 участвовавших в выборах партий. Первое место заняла партия "Ата-Журт", представляющая преимущественно интересы южных регионов страны. Она набрала почти девять процентов голосов. Чуть более восьми получила занявшая второе место Социал-демократическая партия.

Кроме того, по семь с лишним процентов получили партия "Республика", а также возглавляемая бывшим премьером Феликсом Куловым "Ар-Намыс". Партия "Ата Мекен" заручилась поддержкой почти шести процентов избирателей. Остальные 24 партии не преодолели пятипроцентный барьер.

"Таких выборов мы с вами не знали за последние 20 лет. Все киргизстанцы смогли без нажима, без диктата, без всяких махинаций проголосовать за те партии, которые они считают самыми сильными, справедливыми, которые смогут защитить их интересы в парламенте. Вся планета сказала, что в Киргизии возможны демократические выборы", - прокомментировала итоги голосования временный президент страны Роза Отунбаева.

Также по теме: У полумиллиона русских в Киргизии тревожное будущее

Итоги киргизского волеизъявления прокомментировал "Правде.Ру" заведующий отделом Средней Азии Института стран СНГ и Балтии Андрей Грозин.

Фото: AP

- Может ли действующая власть быть довольна итогами голосования?

- Для неё такие результаты крайне неприятны. "Ата-Журт" Камчибека Ташиева, "Ар-Намыс" Феликса Кулова и "Республика" Омурбека Бабанова - оппозиционные партии. Теперь они могут рассчитывать на большинство мест. Проправительственные социал-демократы во главе с Алмазбеком Атамбаевым и "Ата Мекен" Омурбека Текебаева остаются в меньшинстве. А ещё одна проправительственная партия "Ак Шумкар" Темира Сариева вообще не прошла в парламент.

Есть у результатов киргизского голосования и ещё одна особенность - прошедшие в законодательный орган партии набрали в сумме меньше половины голосов избирателей. Однако это не страшно. 120 мест в парламенте так или иначе распределят между представителями победившей пятёрки. У "Ата-Журта" будет около 30 мест, у социал-демократов - 26-28, у "Республики" и "Ар-Намыса" - по 22, у "Ата Мекена" - 19.

- В чём заключаются основные отличия между партиями?

- Найти отличия в предвыборных программах очень трудно. Все обещают быть взвешенными. Все имеют значительный налёт социального популизма. Большинство киргизских партий можно сравнить с ЛДПР - разумеется, со своей местной спецификой. И такая картина для Киргизии - не в новинку. Так было при президенте Аскаре Акаеве (до 2005 г.), так было затем при Курманбеке Бакиеве. Так остаётся и сейчас.

Две трети партий и блоков, участвовавших в нынешней кампании, создавались специально под выборы. В чём заключаются их основополагающие программы партий - зачастую не знают даже многие активисты. Политические организации в Киргизии строятся вокруг той или иной личности, того или иного клана. В руководстве отдельных партий собраны преимущественно родственники и ближайшие знакомые того или иного ведущего политика.

В стране сохраняется раскол по географическому признаку. Так, "Ата-Журт" представляет интересы южных регионов республики, противники обвиняли её в связях со свергнутым президентом Бакиевым. Прочие партии, прошедшие в парламент, действуют в основном в Бишкеке. Но даже в других районах севера страны их присутствие не очень заметно. Общенациональными партиями с большой натяжкой можно считать социал-демократов и "Ата Мекен".

- Насколько важным был на выборах российский фактор?

- Он был одним из основных. Большинство партий декларировали желание развивать отношения с нашей страной. Тот же Кулов приезжал в Москву встречаться с Дмитрием Медведевым, лидер социал-демократов Атамбаев - с Владимиром Путиным. Другие кандидаты общались с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, главой администрации президента Сергеем Нарышкиным, другими российскими политиками.

Впрочем, абсолютизировать любовь к России киргизских политиков не стоит. Говоря о связях с нашей страной, они удовлетворяли чаяния своих избирателей. Сотни тысяч киргизов работают на российской территории, Россия является одним из крупнейших инвесторов в местную экономику.

Фото: AP

 

Посмотрим на результат партии "Ата Мекен". Её лидер Омурбек Текебаев накануне выборов позволили себе высказывание, что в случае прихода к власти он станет для России хуже, чем Михаил Саакашвили. В итоге он занял только пятое место, хотя перед выборами рассчитывал на что-то большее. Антироссийские политики сегодня не пользуются в Киргизии спросом?

- А американский фактор?

- Американцам пора призадуматься. Три прошедшие в парламент оппозиционные партии декларировали стремление избавиться от американского Центра транзитных перевозок в аэропорту "Манас". Совершенно не факт, что в случае прихода к власти оппозиционеры именно так и поступят. Но сигнал для США всё равно неприятный.

Также читайте: Военные тайны "Полигона Ош"

- Станет ли Киргизия после выборов более стабильной?

- Верится в это с трудом. Каждая из прошедших в парламент партий будет иметь в правительстве своих людей. Многие потенциальные министры находятся друг с другом с крайне натянутых отношениях. Вырабатывать основополагающие решения в таких условиях кажется делом проблематичным.

Парламент, который объявлен вершителем судеб страны, теперь будет состоять из 120 "президентов". Отдельные депутаты будут бегать из фракции во фракцию - это не запрещено местными закона и вполне в духе с киргизской традицией. Коалиции будут непостоянными - скорее тактическими.

Так что в стабильность Киргизии слабо верится. Парламентская форма правления может обернуться ещё большим хаосом, чем президентская. 

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить