Избрание Эмомали Рахмона

Россия может обойтись без Эмомали Рахмона

Можно уже с уверенностью сказать, что на президентских выборах в Таджикистане победил действующий глава государства Эмомали Рахмон. По предварительным подсчетам, Рахмон набрал 83,6 процента голосов. Но РФ особенно радоваться нечему. Эмомали Рахмон ведет с Москвой постоянный и нечестный торг. Когда же чаша терпения Москвы переполнится, неизвестно.

Президентские выборы прошли в Таджикистане 6 ноября. По предварительным итогам, на новый семилетний срок (у власти с 2006 года) избран Эмомали Рахмон. За него отдали свои голоса 83,6 процентов избирателей, остальные кандидаты набрали менее 5 процентов голосов. В выборах, кроме избранного президента, участвовали Толиб Бухориев (Аграрная партия), экс-министр транспорта Олим Бобоев (Партия экономических реформ), Саидджафар Исмонов (Демократическая партия), коммунист Исмоил Талбаков и социалист Абдухалим Гаффаров. Все зарегистрированные кандидаты воздерживались от острой критики действующего президента.

Чем объясняется долголетие Эмомали Рахмона во власти, какую политику он ведет в отношении России? И так уж ли нужно поддерживать политика, который все время просит у РФ политической и финансовой поддержки, но при этом не желает интегрироваться в Таможенный союз?

"Эмомали Рахмон — выходец из коммунистической среды, он был и секретарем, и руководителем колхоза, но как политик сформировался в период независимости", — рассказывает "Правде.Ру" Аджар Куртов, историк, политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии". Эмомали Рахмон пришел к власти при посредничестве России и Узбекистана на волне гражданской войны 1992 — 1997 годов, унесшей жизни более 100 тысяч человек, с миллионом беженцев и вырезанием целых кишлаков.

"Позднее, опираясь на помощь других государств и, опять же, России, Рахмон почувствовал себя восточным царьком, какими себя чувствуют Нурсултан Назарбаев, Ислам Каримов и многие другие лидеры независимых государств, особенно в Центральной Азии", — заметил Куртов. Первоначально он ориентировался на Кремль, но затем вошел во вкус, понял, что можно играть на противоречиях мировых игроков и заинтересованных сил, и постепенно свою позицию изменил. По мнению эксперта, отсчет "другого Рахмона" можно вести, начиная с 2004 года. Тогда были заключены многие соглашения и были обещаны обширные российские инвестиции в экономику Таджикистана, пояснил Куртов.

Читайте также: СНГ - упразднить нельзя оставить

Одним из крупнейших проектов стал проект завершения строительства Рогунской ГЭС на деньги российской алюминиевой компании "Русал". Таджики пообещали, что "Русал" будет участвовать в приватизации Таджикского алюминиевого завода и потом использовать электроэнергию ГЭС для энергоемкого производства алюминия. Но затем таджикская сторона решила разорвать контракт, достроить ГЭС собственными силами, а завод оставить в своей собственности. "Конфликт с российской стороной на поверхности касался технических деталей, но за этим стояло желание Рахмона все оставить себе. Сейчас этим заводом владеет структура, аффилированная с его семьей. Эта ситуация — использование власти в целях личного обогащения — свойственна не только Рахмону, но и всем руководителям бывших советских республик Центральной Азии", — сказал Куртов.

Данный контракт был разорван в одностороннем порядке, но нового инвестора Таджикистан не нашел, "иностранцам продавать запретили, а в нищем Таджикистане их не нашли". Куртов пояснил, что это типичный пример волюнтаризма и некомпетентности президента Таджикистана. Другие — это проекты по строительству соответственно Россией и Ираном Сангтудинской ГЭС-1 и Сангтудинской ГЭС-2. Таджикистан не оплачивает электроэнергию этих станций, в результате чего инвесторы теряют прибыль. А проблему финансирования Рогунской ГЭС решили с помощью акций, принудительно распространяемых среди нищего населения.

Аукнулась и некомпетентность в технических вопросах, в частности, сказалась на отношениях с соседями. Высота плотины стала таковой, что ниже по течению взбунтовался Узбекистан, у которого стали забирать воду. В результате все государства по реке Вахш "заняли либо ту, либо другую позицию и стали апеллировать к Москве". "Москва говорит, решайте сами, но постоянно находится под давлением, и на нее обижаются либо Ташкент, либо Душанбе", — сказал Куртов.

В таджикских СМИ, сказал эксперт, Москва обвиняется в том, что не дает инвестиции, в том, что нарушает договоренности 2004 года, не снижает торговые пошлины. "Все время звучат предложения повысить плату за российскую военную базу, которая там находится исторически и так далее. Но почему Россия должна это делать, если Таджикистан не входит в Таможенный союз, а база охраняет Таджикистан и Рахмона, и именно благодаря присутствию российских военных, страна не стала продолжением Афганистана?" — спрашивает Куртов.

Читайте также: Таджикистан: регламент на мирское поведение

От Москвы также постоянно требуют предоставления всяческих льгот таджикским мигрантам (около миллиона человек). И, кстати, Душанбе добивается своего. Последние выборы знаменательны тем, что таджикская сторона намеренно затягивала ратификацию подписанного соглашения о новых условиях пребывания российской военной базы в Таджикистане. "Добивалась, чтобы Москва не смела поддерживать какого-то иного кандидата, а также подписания сопутствующих соглашений, например, о том, чтобы таджикским мигрантам разрешили пребывать на территории России больший срок без регистрации и продления срока для трудовой деятельности единовременно до 3 лет. Таких преференций теперь не имеет ни одна другая страна из СНГ".

Таким образом, по мнению эксперта, Рахмон ведет себя как торговец на восточном базаре, он шантажирует Москву и, к сожалению, Кремль, во многих вопросах идет на попятную, хотя никакой "фантастической важности для России и СНГ в политическом, геополитическом, а тем более экономическом плане не имеет". "Это очень бедная страна, которая не стоит на своих собственных ногах, которая не зарабатывает путем развития собственной экономики (импорт в два раза превышает экспорт), которая постоянно просит кредиты и получает ежегодно от России бесплатные материальные ресурсы. В частности, посевное зерно".

При этом рождаемость в Таджикистане самая высокая на постсоветском пространстве. "И выросло целое поколение, которому в голову заложили, что от Москвы надо чего-то требовать, надо торговаться, что Россия исторический враг, что та гражданская война на самом деле была инспирирована не разборками между их кланами, а союзным КГБ", — заключил Куртов.

Читайте также: Инвестиционная битва за Таджикистан

Думается, что можно согласиться с оценками эксперта: Москве надо не бояться пересматривать свои симпатии и делать ставку на других политиков, как это было сделано в Грузии, но не было сделано в Азербайджане. Тем более, что миллион мигрантов — это сильный рычаг давления на любую власть, и он пускается в ход Москвой, но очень редко и робко. И в этой новой политике работать должна дипломатия и разведка, вернее разведка и дипломатия. Именно так американцы завоевывают мир и им не важно, что о них подумает ушедшая власть — им важно, что о них подумает собственный народ.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить