Узбекистан избегает ссор, но не участвует в КСОР

Узбекистан отказался участвовать в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), которая на Западе считается противовесом НАТО. Что, теперь и узбекский газ пойдет в обход России? Если эта республика взяла курс на ослабление сотрудничества с нами? О том, так ли это, в интервью «Правде.Ру» рассказал эксперт Института стран СНГ Владимир Жарихин .

Вслед за Белоруссией неприятный сюрприз для России преподнёс Узбекистан: 6 июля он отказался от участия в создании КСОР в рамках ОДКБ, которую на Западе ряд экспертов считают российской попыткой создания противовеса НАТО.

Напомним, что о формировании сил быстрого реагирования было заявлено ещё 4 февраля 2009 г. на внеочередном заседании Совета коллективной безопасности стран ОДКБ, в котором участвовали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Они обосновали это необходимостью укрепления международной и внутренней безопасности стран ОДКБ ввиду роста угроз терроризма, экстремизма и наркоторговли, а также борьбой с последствиями природных и техногенных катастроф.

Таким образом, попытка создать КСОР свидетельствует о возможности превращения ОДКБ в военно-политический блок. Впрочем, сразу же начались проблемы. Достаточно вспомнить о встрече лидеров ОДКБ 14 июня в Москве.

Там не оказалось руководителя одной из ключевых стран, президента Белоруссии Александра Лукашенко. Вряд кто забыл, что в том месяце между Минском и Москвой разгорелась «продуктовая» война, которую лидер союзного государства использовал как повод для неучастия в КСОР.

Другим неприятным для России обстоятельством стало то, что подпись под итоговым документом не поставил глава другой крайне важной для ОДКБ страны – узбекский президент Ислам Каримов. И вот 6 июля точку поставил парламент, который полностью поддержал решение лидера Узбекистана.

Объяснив это, в частности, тем, что «каждая из стран ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия без привлечения вооруженных сил извне, и КСОР не должны превращаться в инструмент для решения спорных вопросов не только в рамках ОДКБ, но и на пространстве СНГ». По мнению высшего представительного органа Узбекистана, КСОР должны использоваться исключительно для отражения внешней опасности.

При этом и президент Каримов конкретизировал свою позицию: по его словам, в странах СНГ есть «замороженные» конфликты, участвовать в которых Узбекистан не собирается и выступает против даже самой возможности применения КСОР для их разрешения в той или иной стране бывшего СССР.

Из-за отсутствия подобного положения в тексте документа Каримов, мол, и воздержался от подписания Соглашения о КСОР. Какие конфликты он имел в виду? Наименее взрывоопасным и проблемным по мнению ряда экспертов, сейчас является Приднестровский. Зато, дескать, на Кавказе остаются целых три конфликта, представляющих серьёзную опасность для стабильности региона.

Это Южная Осетия и Абхазия, которые менее года назад пережили войну с Грузией, и Карабах, остающийся неразрешимой проблемой между Азербайджаном и Арменией.

Но и это ещё не всё. Узбекистан выступает также против направления контингентов КСОР на территорию другого государства-участника, если это противоречит его национальному законодательству.

Позиция Каримова повлияла и на некоторых других членов ОДКБ. Так, представители киргизского парламента теперь заявляют о том, что без его санкции соглашение о КСОР не будет иметь юридической силы.

Ясно, что основу Коллективных сил реагирования составят российские формирования. Так что в военном отношении возможная потеря Узбекистана не является фатальной. Но куда большее значение имеет другое: не является ли этот демарш свидетельством смены политических вех у этой страны, что чревато для нас потерей узбекского газа?

Вот что рассказал в своём интервью «Правде.Ру» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин :

«Конечно, теоретически Ташкент может примкнуть к западному плану переброски газа в Европе по газопроводу Nabucco. Но вообще-то Узбекистану некуда разворачиваться. Полностью переориентироваться на Запад он не может ввиду полученного в 2005 г. урока Андижанских событий, когда ЕС и США выступили против их подавления Каримовым.

Что касается того, что газ может уйти не в ту сторону, в которую хотелось бы нашему руководству, то и тут большой трагедии нет. Да, «Газпром» – стратегическая компания, и её интересы смыкаются с интересами

Узбекистан избегает ссор, но не участвует в КСОР
Узбекистан избегает ссор, но не участвует в КСОР
государства. Но полностью смешивать эти интересы нельзя. Конечно, «Газпрому» хочется, чтобы узбекский газ шёл через него другим потребителям.

Однако российское руководство уже дало понять, что не видит трагедии в том, если голубое топливо пойдёт другим путём. Ведь, связывая себя газовыми контрактами, мы в данном случае теряем свободу политического манёвра. И сколько бы ни кричали на Западе о мифическом газовом шантаже со стороны России, именно она ему и подвергается, если вспомнить историю с Белоруссией и Украиной.

Но я не верю в то, что Узбекистан вдруг развернется на 180 градусов. Каримов – мудрый политик, который действует куда умнее, чем Лукашенко. Он понимает, что не стоит делать громких заявлений, способных осложнить отношения, и что газовое оружие – обоюдоострое, которое может серьёзно поранить и того, кто его применил. Нынешний пример Украины говорит сам за себя».

И действительно, Москва относится к происходящему вполне спокойно. Ещё 14 июня Президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что Соглашение (о КСОР) не подписали Ташкент и Минск: «Ряд государств пока думают, участвовать в КСОР или нет. Я ничего драматического в этом не вижу… Мы готовы к тому, чтобы наши партнеры, в конечном счете, подумав и оценив эту ситуацию, вышли на их подписание».

Таким образом, создаётся впечатление, что узбекское руководство пытается перестраховаться от участия в этих ненужных для него конфликтах, в то же самое время не отказываясь полностью от гипотетического принятия помощи КСОР на случай возможного удара с афганского направления.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *