Молдавия и Приднестровье получили шанс на мир

"Грузинский урок" научил молдавское руководство уму-разуму. Президент Молдовы Воронин предпочёл не воевать с Россией, а найти точки соприкосновения для решения этого застарелого конфликта. Навстречу пошло и руководство Приднестровья. Однако в очередной раз всё может испортить Запад, который уже срывал мирное урегулирование в регионе.

Президент Приднестровья Игорь Смирнов заявил, что он отменяет мораторий на переговоры с Молдавией по урегулированию застарелого конфликта. Его введение было обусловлено прежним двусмысленным поведением молдавского руководства по ситуации в Грузии. Приднестровский лидер напомнил, что это была вынужденная мера: "Мы наложили мораторий на встречи, так как не было реакций президента Молдавии на события в Южной Осетии".

Переговоры же с участием международных посредников в формате "5+2" в составе Молдавии, Приднестровья, России, Украины, ОБСЕ, а также наблюдателей в лице ЕС и США были приостановлены в 2006 году.

"Выжидание" молдаван наталкивало приднестровцев на мысль о возможности повторении югоосетинских событий и у них. Промолчи тогда Россия – и никто бы не дал гарантию, что пример Саакашвили не стал бы заразителен и для Воронина. Однако пятидневный разгром заставил Кишинев обратиться в миротворческую сторону и вспомнить лозунги "свободы, равенства и братства". Это и неудивительно, поскольку идти "топиться" вслед за Саакашвили желает разве что неугомонный Виктор Ющенко, которому, видимо, диоксин проел не только кожу лица, но и поразил головной мозг.

Однако что следует ожидать от грядущих переговоров Приднестровья и Молдавии? Они будут очень непростыми. Как и в случае с Абхазией и Южной Осетией, добившихся независимости силой, в 1992–93 гг. здесь пролилась кровь и это резко усложняет переговорный процесс. И в Тирасполе никогда не забудут ту кошмарную "выпускную ночь", когда молдавские полицейские насиловали и убивали приднестровских школьниц. Однако как и в случае с Абхазией и Южной Осетией российская помощь заставила агрессора отступить.

Но конфликт так и не был улажен. Кишинев по-прежнему считал территорию Приднестровья своей, а Тирасполь предпочитал испытывать все тяготы блокады со стороны Молдовы и нередко подыгрывавшего ей руководства Украины, чем склонить свою гордую голову перед теми, кто посылал против него в начале 1990-х гг. насильников и убийц.

Впрочем, в замороженном состоянии конфликт не мог находиться вечно. И возможно, именно сегодня настал час положить конец столь долгой неопределенности, сохраняющей возможности для развязывания новой войны. По крайней мере, президент Приднестровья Игорь Смирнов открыто завил о том, что он размораживает переговорный процесс.

Какова же будет его судьба? По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, высказанного "Правде.Ру", "Действия Игоря Смирнова по размораживанию переговорного процесса полностью правильны, поскольку есть реальный шанс добиться урегулирования. Это может произойти на платформе "нейтрально-объединенного государства", которое ясно заявит о своём отказе вступать в военные блоки, на федеративной или конфедеративной основе. Однако это может стать явью лишь в том случае, если не будет мешать Европа, как она сделала с меморандумом Козака, предусматривавшим подобный сценарий".

Всё дело в том, что Европа также является одним из ключевых игроков в разрешении этого конфликта. Если Россия является посредником со стороны Приднестровья, то Запад, особенно Евросоюз, ту же роль исполняет со стороны Молдовы.

И в нынешнем положении никто не может дать гарантии того, что ситуация не будет развиваться по сценарию с меморандумом Козака, по сути, торпедированного демократическим Западом. Всё дело в том, что объединение Приднестровья и Молдовы как двух равноправных частей в одно нейтральное государство очень не нравится кое-кому в Европе и США. Ряд политиков считают, что в данном случае выиграет Россия.

"Почему? – спросит неискушенный читатель – ведь это "союзное" государство не будет выступать на стороне России!" В том-то и дело, что оно одновременно не сможет выступить и против неё. Кроме того, явно не по душе Западу придётся и то, что наша страна никогда уже не откажется от защиты русских, живущих в этом анклаве.

Но переговоры будут очень непростыми и сам Игорь Смирнов признаёт, что в одночасье разрешить этот вопрос будет невозможно и что в отношении определения статуса Приднестровья потребуется терпение и выдержка.

Однако это вероятно единственный способ для всех сторон выйти из нынешнего положения с честью и без крови. Но при этом вряд ли приднестровцы захотят войти в состав Молдовы "Приднестровской провинцией", как того хотят некоторые молдавские "ультра". Не за это они боролись долгие 16 лет. По крайней мере, у Игоря Смирнова есть заверения президентов Абхазии и Южной Осетии о готовности признать независимость приднестровского союзника.

Но пока он их применять не будет в надежде на мирное решение конфликта. Это козыри на случай возможных провокаций. Запад может использовать молдавских "ультра" для срыва мирных договоренностей. И размораживание Тирасполем переговоров должно стать своего рода лакмусовой бумажкой, которая выявит степень готовности Европы и США решить конфликт миром и без крови.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить