Россия укрепляется в Средней Азии

Премьер-министр России Владимир Путин провел блестящий визит в Узбекистан – политически корректный и экономически выгодный для обеих стран. К этой встрече готовились давно и не только в Ташкенте и Москве, но и в Вашингтоне. Средняя Азия, уже, похоже, определилась – с кем она.

28 августа Ташкент посетил глава центрального командования вооруженных сил США генерал-лейтенант Мартин Демпси, которого принял глава Минобороны Узбекистана Руслан Мирзаев. Цель проста. Вызвать подозрения у Москвы, что Ташкент подумывает о возвращении в страну военной базы США.

Кроме того, учитывая метания Узбекистана от России к США и обратно, создать условия для напряженности в переговорах. Тем более, что на саммите Шанхайской организации сотрудничества Ислам Каримов не стал публично одобрять действия РФ на Кавказе и не поддержал признание Абхазии и Южной Осетии. Чтобы получить «главный геополитический приз для Америки», Вашингтон не без участия спецслужб прилагать колоссальные усилия вытеснению России из Средней Азии, провоцируя политическую нестабильность и рост антироссийских настроений в регионе.

Основным козырем в данной борьбе являлось размещение на территории ключевых государств Узбекистана, Кыргызстана американских военных баз и объектов, являющихся своего рода опорными точками для последующих действий. С Ташкентом не получилось. Узбекистан избавился в соответствии с «Астанинской резолюцией» ШОС от американской авиабазы «К 2» на своей территории. Но оставить в покое Узбекистан США не собираются.

Есть предположения, что Кондолиза Райс и Ричард Чейни прикладываю усилия для размещения американского военного контингента уже в другом месте республики — на аэродроме «Навои». В обмен на это Каримову обещана всесторонняя поддержка США как на международной арене, прежде всего, в вопросе снятия наложенных на республику санкций, так и при решении внутриполитических проблем путем невмешательства Вашингтона в борьбу Каримова с оппозицией, иными словами не устраивать очередную «цветную революцию». Всё это называется политикой шантажа.

На этом фоне получить России отличные результаты переговоров и организовать конкретные проекты – называется «высший пилотаж». 2 сентября в Ташкенте состоялись переговоры премьер-министра России Владимира Путина с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Достигнута договоренность о начале практической совместной работы по строительству новой газопроводной системы на территории Узбекистана.

Президент Узбекистана Ислам Каримов, приветствуя в Ташкенте Владимира Путина, назвал их переговоры "встречей давних друзей". "Мое отношение к Владимиру Владимировичу Путину выработалось не просто так, а в течение очень многих лет. Я еще в 2000 году сказал, что с этим человеком можно пойти в разведку. Сегодня я остаюсь при таком же мнении", - заявил узбекский лидер.

Визит завершился договоренностью о формуле цены на узбекский газ, приобретаемый Россией. "Чрезвычайно важно, что нашим специалистам в сфере торговли газом удалось выйти на единую формулу цены по газу", - сообщил В.Путин по окончании переговоров в Ташкенте с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

Как отметил российский премьер, "это будет европейская формула образования цены". "Газпром" с Туркменией и Узбекистаном по формуле цены на газ. Стороны в целом были согласны в том, что она определяется следующим образом: европейская цена на газ, минус транспортные расходы, минус процент "Газпрома" за трансфер. В 2007 году "Газпром" покупал газ у Узбекистана по 100 долл за тыс куб м. В первой половине 2008 г цена поднялась до 130 долл, а со второй половины 2008 г - до 160 долл за тыс куб м.

На пресс-конференции президент Узбекистана подробно остановился на транспортировке среднеазиатского газа в Россию. "Где-то сложилось мнение, что транспортировка углеводородов, газа с территории Средней Азии, то есть Туркмении и Узбекистана, сталкивается с определенными проблемами. Этот вопрос включает много надуманного и создается в интересах тех кругов и центров, которые хотят создать ажиотаж, и, может быть, использовать это в определенных стратегических целях для проталкивания новых проектов по транспортировке газа", - заявил президент.

Он пояснил, что речь идет, прежде всего, о поставках туркменского газа, который, прежде чем попасть на территорию России, проходит через Узбекистан и Казахстан. Этот газ, напомнил И.Каримов, идет через трубопроводы, которые были построены при СССР. Это трубопроводы САЦ-1 /Средняя Азия-Центр/ и САЦ-2 /Средняя Азия-Бухара-Урал/. Как сообщил И.Каримов, "общая мощность этих трубопроводов на территории Узбекистана составляет порядка 54 млрд кубометров".

"Сейчас обсуждается вопрос, как эти трубопроводы будут обслуживаться при условии, если возможности Туркмении по объемам поставок резко возрастут", - пояснил он. И.Каримов подчеркнул, что соответствующие рамочные договоренности между Россией и государствами Средней Азии подписаны и "однозначно заверил", что Узбекистан готов участвовать в их реализации.

Он отметил что, "если говорить о перспективах, то с учетом роста объема поставок газа, необходимо параллельно с САЦ-1 и САЦ-2 строить новый трубопровод объемом 26-30 млрд куб м. "Появились какие-то разговоры и спекуляции, что Узбекистан против, чтобы этот трубопровод прошел по территории нашей республики. Я должен однозначно заверить, что мы настроены на сотрудничество и готовы предоставить свою территорию.

Мы в этом заинтересованы и в коммерческом плане и, исходя из союзнических обязательств, которые имеем с Россией", - заявил Каримов. "Все объемы газа, которые она готова поставлять на север, будут реализованы. Узбекистан никогда не стоял на этом пути, никаких проблем не создавал, и не будет создавать", - подчеркнул он.

Кроме того, Россия и Узбекистан будут расширять военно-техническое сотрудничество. Об этом сообщил Владимир Путин после переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. «Мы договорились о расширении военно-технических связей», — заявил глава российского правительства. Он подчеркнул, что «расширение ВТС будет осуществляться за счет новейших систем вооружений и развития кооперации в этой и некоторых других высокотехнологичных областях».

Надо отметить, что оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на оборону постоянно возрастают. В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие потребностям обороны.

Промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии.

Вооруженные силы Узбекистана сформированы на базе бывшего Туркестанского военного округа СССР. Численность армии составляет до 70 тыс. человек. Войска имеют современное вооружение и боевую технику. В высокой степени боевой готовности находятся авиация, танковые войска, ПВО, мотострелковые части. В настоящее время в Узбекистане - 4 военных округа и одно оперативное командование в Ташкенте. Каждый округ укомплектован по полному штату армейской бригадой мотострелковой, танковой или десантно-штурмовой.

В соответствии с утвержденными руководящими документами, в "особый период" в подчинение командующих округов переходят все силовые структуры, расположенные на территории военного округа. Руководство всеми силовыми структурами осуществляется из единого центра - Объединенного штаба.

В сухопутных войсках узбекской армии - до 50 тыс. человек, около 370 танков (еще 2000единиц - на хранении), 270 БМП, 300 БТР. В ВВС Узбекистана имеются 26 единиц фронтовых бомбардировщиков Су-17 и 23 единицы Су-24, полк штурмовиков Су-25 и полк истребителей МиГ-29. Группировка армейской авиации насчитывает до 40 единиц вертолетов боевой поддержки Ми-24 и транспортных Ми-8.

Визиты вторых лиц России и США в Евразийский регион совпали. Не трудно сравнить цели и результаты. Чейни приехал стравливать народы. Путина стремиться обеспечить долгосрочный мир. Что выберет Кавказ - под вопросом. Средняя Азия определилась.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить