Молдаване разочаровались в "европейской мечте"

За время независимости после распада СССР Молдавия никак не может определить вектор развития. Политическая элита тянет страну в Европу, но экономика страны никак в нее не вписывается. На Западе места для молдавской продукции нет, она может найти сбыт только в России и странах СНГ. Итогом попытки "вписаться в рынок" Европы стали деиндустриализация Молдавии, обнищание населения, нескончаемые потоки мигрантов, ищущих работу за границей.

Каковы перспективы развития ситуации? Ответом могут стать предстоящие 30 октября президентские выборы. О современном положении в Молдавии в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал доктор политических наук, заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов.

— Как бы вы охарактеризовали в общих чертах ситуацию в Молдавии на сегодняшний день? Все-таки страна настаивает на безусловном сближении с Евросоюзом? Или достаточно сильны настроения на сближение с Россией?

— Я бы не стал связывать нынешнюю ситуацию в российско-молдавских отношениях с фактором обострения отношений России с Западом или известных событий на Украине. На самом деле они имеют более долгую предысторию и всегда были неровными в силу разных причин и политико-экономических интересов.

Эти отношения характеризовались тем, что страна пыталась усидеть на двух стульях. Политически она обозначила, начиная с первой концепции внешней политики в 1995 году, приоритетное направление — евроинтеграционное развитие. С другой стороны, в силу жесткой привязанности своей экономики к российскому рынку, вообще к рынку стран СНГ, она была во многом вынуждена поддерживать и развивать отношения и на восточном направлении. В 1991 году она вступила в СНГ, хотя договор был ратифицирован парламентом только в 1994 году. Затем она присоединись к Зоне свободной торговли стран СНГ в 2011 году. Она является наблюдателем в Евразийском экономическом сообществе.

Но восточное направление интересовало традиционно Кишинев только с точки зрения экономических интересов, то есть рынка сбыта продукции. В первую очередь это сельскохозяйственная продукция и сырье, поскольку Молдавия после распада Советского Союза утратила статус индустриальной страны и пришла, по существу, к формату аграрной.

Безусловно, это вызывало определенную напряженность, растущую по мере того, как становился более явным дисбаланс политики Кишинева, его узко-корыстный интерес, попытки воспользоваться минеральными ресурсами, например, понизить стоимость газа, поставляемого в страну. Она очень зависима от российских поставок газа и нефтепродуктов.

Одновременно Кишинев делал последовательные шаги в сторону все большего сближения с Евросоюзом. Он прошел многие процедуры для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году. Это итог долгого пути. Но надежды, что вступление в Евросоюз принесет в ближайшей перспективе серьезный прирост внутреннего валового продукта, внешней торговли, совершенно не подтвердились, о чем, кстати, предупреждали ответственные, добросовестные специалисты внутри молдавского экспертного сообщества.

— Заложены ли основы реальной интеграции Молдавии в западное сообщество, или же до сих пор это остается ничем не подкрепленным лозунгом?

— Конечно, страны Евросоюза подавали это соответствующим образом, говорили о своем реальном вкладе, помощи для развития молдавской экономики. Об этом постоянно твердят молдавские власти и СМИ, поэтому в принципе процент людей, которые по-прежнему поддерживают движение Молдавии в Европу, достаточно большой.

Хотя тренд явно поменялся. С приходом к власти проевропейских партий и созданием альянса за европейскую интеграцию, число поддерживающих западное направление, по разным опросам, колебалась в пределах 70 процентов. Последние опросы фиксируют резкий спад общественных симпатий.

Сейчас в "европейскую мечту" верят около 40 процентов. На фоне громадных провалов экономической политики, связанных с таким однозначным решением политической элиты, идет рост тех, кто выступает за движение в другую сторону - ЕАЭС. Это устойчивый тренд, и 43-44 процента населения уже высказываются за восточный вектор развития страны.

— Не случится ли в молдавском обществе такого острого конфликта, как в соседних странах? Удастся ли выработать какой-то компромиссный вариант и избежать жесткого противостояния?

— На мой взгляд, безусловно, есть определенная принципиальная разница в подходе Евросоюза — принципов, на которых выстраивалась, реализовывалась программа Восточного партнерства. Главным конструктором этих инициатив Евросоюза и всей политики в этом направлении были Польша, Швеция, безусловно важную роль играют прибалтийские республики, Румыния. Они во многом ставили вопрос "или-или".

Россия, в отличие от этой позиции, придерживается более гибких взглядов. Она никогда не закрывала дверь перед Молдавией. Последняя инициатива российского руководства — прежде всего возобновление переговоров в отношении установления торгово-экономических отношений. Неоднократные приезды Дмитрия Рогозина в Кишинев в последнее время наметили основы выработки дорожной карты развития этих отношений.

Последний визит говорит о том, что Россия, конечно, оценивает Молдавию не просто с какой-то утилитарной экономической позиции, а как республику, с которой поддерживались отношения не только экономические, но также политические и культурные на протяжении долгого периода предшествующей истории в рамках Советского Союза. Россия делает громадный шаг навстречу, хотя экономически она в этом практически не заинтересована.

Объем молдавской продукции на рынке России занимает малозначимые 0,2-0,3 процента, в отличие от российской продукции в Молдавии. В любом случае это шаг вперед, желание развития дружественных отношений. Это создает предпосылки и позволяет надеяться все-таки на восстановление ситуации стабильности в стране.

— Каковы перспективы развития наших отношений?

— Во многом это будет зависеть от того, как пройдут выборы президента. Возможен пересмотр ряда положений Соглашения о Евроассоциации, без которого это в принципе невозможно. Но важно иметь в виду, что есть наднациональные органы: Совет по ассоциации, Комитет по ассоциации. Их решения имеют обязательный характер для Молдавии, что предполагает ограничение суверенитета.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Беседовал Дмитрий Нерсесов

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Молдавия: неопределенность на фоне обнищания
Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Страны Балтии теряют грузопотоки
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Назван способ, как США "задушат" "Северный поток-2"
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Трамп продаст дипломатические дачи РФ с сорванными флагами
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Рассекречено: как США "кинули" СССР с нерасширением НАТО
Трамп продаст дипломатические дачи РФ с сорванными флагами
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Супер-скандал: ФБР называло Трампа "идиотом"
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Кравчук: Советский Союз развалили украинцы
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Рассекречено: как США "кинули" СССР с нерасширением НАТО

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры