Молдавию убили под лозунгом европейской интеграции

Между Россией и Западом. Молдавия расколота

Лидер пророссийской Партии социалистов Молдавии Игорь Додон победил на выборах президента страны. В ходе предвыборной компании он заявил, что Крым является российским. Его оппонентка, кандидат от объединенной правой оппозиции Майя Санду получила на 70 тысяч голосов меньше. Почему молдаване так проголосовали? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал Алексей Тулбуре, политический консультант, бывший посол Молдавии в ООН и Совете Европы.

Что особенного в прошедших выборах?

— Эти выборы стали результатом антиконституционного решения Конституционного суда (такой парадокс) от 4 марта, согласно которому мы вернулись к прямым выборам президентам. 16 лет президента избирали в парламенте, а тут Конституционный суд решил изменить конституцию, хотя, он не имел такого права по конституции. Ее могут менять только депутаты в парламенте путем голосования. Тем не менее, оппозиция вместо протестов против этого неконституционного решения с радостью согласилась участвовать в этих выборах, надеясь на победу.

Идея оппозиции была проста — если мы не можем добиться изменений через протесты, то надо так. Весь прошлый год Молдова протестовала на улицах, требуя отставки правительства и досрочных парламентских выборов, но этого не удалось добиться. Теперь оппозиция посчитала, что через выборы можно получить один из самых высоких постов в государстве — пост президента. И с высоты этой официальной позиции атаковать нынешний режим, постольку парламент, правительство, регулирующие агентства и так далее контролируются другими силами.

Практически все государственные институты сейчас контролируются Демократической партией, во главе которой — человек с репутаций рейдера, олигарх, который организовал кражу века — вывел миллиард долларов из валютных резервов страны, Влад Плахотнюк.

Отмечу, оба кандидата обвиняли друг друга в связях с Плахотнюком. То есть сегодня связь с Плахотнюком — это самое большое проклятие в молдавской политике. Выборы не были ориентированы на внешнюю политику, больше говорили не о о плюсах и выгодах той или иной ориентации — на Восток или Запад, а о необходимости покончить с олигархическим режимом, о реальной борьбе с коррупцией и о реформах.

Что будет дальше?

— Надеюсь, что избранный президент сохранит свою оппозиционность и действительно будет бороться против тех людей, которые контролируют Молдавию уже который год, которые прикрываясь лозунгами европейской интеграции просто убили страну.

Они просто воровали, обманывали, нарушали конституцию, захватывали и контролировали институты власти, включая те, которые должны функционировать автономно, такие как прокуратура и судебная система, которую в Молдавии большинство уже считают вообще не существующей.

— Вы уже давно в Ассоциации с ЕС. Есть ли какие-то положительные сдвиги в экономике страны? Куда Молдова движется, в каком направлении? Может быть, в союз с Румынией? Или будет нейтральной стороной?

— Геополитическая ориентация стала просто виртуальным пугалом для одной и другой части страны. Интеграция в Евросоюз, как и интеграция в Евразийский союз — это скорее некие идеологические, ментальные конструкты, чем реальные прагматические перспективы.

Никто Молдавию в Европейский союз не приглашает. У нас шансов попасть в Европейский Союз нет не только потому, что у ЕС сейчас свои проблемы, но еще и потому что Молдавия совершенно не соответствует копенгагенским критериям.

В отношении Молдавии был определенный аванс, когда мы подписали договор об Ассоциации и получили безвизовый режим, но она не выполнила ни одного из условий, которые Европейский союз ставил перед нами. Более того, по сравнению с предыдущим коммунистическим режимом, так называемая проевропейская Партия коммунистов Республики Молдова во главе с Ворониным — просто олицетворение зла.

Они ничего не делали для страны, для людей, а все для себя воровали, подминали под себя законодательство, нарушали закон. Единственный бизнес, которым занимается Плахотнюк — это хищение бюджетных денег. Он не шьет штаны, не печет хлеб, не продает билеты, ничего не строит, а просто ворует деньги, и он миллиардер.

Поэтому у нас нет шансов вступить в ЕС. Это чистая спекуляция. В то же самое время мы и в ЕАЭС не можем вступить, потому что есть Украина. Это географический фактор, который преодолеть невозможно. Таможенный союз начинается после Украины. Будет совершенно бессмысленно, не имея общих границ с Таможенным союзом, вступать в Таможенный союз или в Евразийский союз.

Но главная проблема в том, что Молдова не может сделать однозначный выбор. Это ошибка наших друзей в России и наших друзей в Европе и США, пытающихся добиться от молдаван однозначного ответа: вы за кого? А мы не можем. Как только говорим, что мы за Восток, половина страны откалывается. Как только говорим, что мы идем на Запад, у нас другая половина уходит. У нас расколотое общество.

Поэтому мы обречены искать то, что объединит молдавское общество, поэтому мы должны отказаться от геополитического подхода и сконцентрироваться на совершенно других — внутренних — проблемах. Если мы найдем общий язык, то будучи единым обществом, готовым проводить реформу, улучшать жизнь в стране, мы сможем найти общий язык и с Россией, и с Западом.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить