Президентом Эстонии переизбран "американец" Ильвес

Настоящий американец во главе Эстонии

Президентом Эстонии еще на пять лет останется Тоомас Хендрик Ильвес. Этот политик запомнился целым рядом антироссийских высказываний и действий. Впрочем, удивляться этому не приходится. Ильвес — настоящий американец, заслуженный ветеран "холодной войны", игравший заметную роль в информационной битве еще с Советским Союзом.

Шансов на то, что кто-то помешает Ильвесу переизбраться на второй срок, практически не было. Кандидатуру действующего главы государства поддержали представители трех из четырех фракций рийгикогу (парламента). В итоге за нынешнего президента проголосовали 73 депутата из 101, а за его соперника, депутата Европарламента Индрека Таранду, — только 23. И если ничего не случится, Ильвес будет руководить Прибалтийской страной еще пять лет.

Выступая после переизбрания, Ильвес высказал удовлетворение уже проделанной работой. "Я думаю, что буду придерживаться своей линии. По сравнению с тем, что было пять лет назад, ситуация в Эстонии в 2011 году совсем иная. Мы выполнили все критерии, экзамены и другие аналогичные установленные извне требования, поэтому теперь мы все должны ментально сосредоточиться на том, чем мы сейчас именно занимаемся", — отметил он. Очевидно, имелось в виду, что со второй попытки в начале текущего года Эстонию приняли в зону евро.

Читайте также: Сомнительные успехи "свободной" Эстонии

В то же время он обратил внимание и на некоторые вещи, над которыми Эстонии еще следует поработать. Речь, в частности, идет о развитии гражданского общества. "Конечно, есть сферы, где мы все должны стараться, чтобы Эстония была более приятным местом, где нет озлобленности", — подчеркнул Ильвес. Что имелось в виду под "озлобленностью" — остается только гадать. Возможно, недовольство русскоязычного населения откровенно националистическим курсом, проводимым эстонским президентом.

Чем же запомнился Ильвес в годы своего первого президентства? Первое — демонтажем "Бронзового солдата" в Таллине. Второе — ярой поддержкой Грузии во время войны в Южной Осетии. Третье — восхвалением нацизма и антироссийской трактовкой истории. Четвертое — глубоким экономическим кризисом 2008–2009 годов. Наконец, пятое — присоединением к зоне евро. Объективно достижением (с некоторой натяжкой, учитывая нестабильность еврозоны) можно считать разве что последнее. Но у эстонской элиты своя логика.

Если приглядеться к политической биографии Ильвеса, удивляться таким его заслугам не придется. За человеком, предпочитающим появляться на официальных приемах в дирижерской бабочке, скрывается отнюдь не сентиментальный меломан и ценитель Моцарта, Грига или современного эстонского композитора Арво Пярта. Ильвес — ветеран идеологической борьбы против СССР, долгие годы открыто работавший на США. И свое отрицательное отношение к Советскому Союзу он явно перенес на Россию и на русских в самой Эстонии.

Читайте также: Эстония славит деяния идеолога Третьего рейха

Президент из-за океана — нечто традиционное для современной Прибалтики. Однако Ильвес в этом смысле отличается от экс-президентов Латвии и Литвы Вайры Вике-Фрейберги и Валдаса Адамкуса. Те хоть и провели основную часть жизни в Канаде и США, но родились все-таки на территории стран, которыми им довелось руководить. Ильвес же родился в 1953 году в Стокгольме, куда после войны сбежала основная часть его семьи, не желая жить в Советской Эстонии. Кстати говоря, бабушка нынешнего эстонского лидера была русской, но это едва ли отразилось на его воззрениях.

Еще в детстве семья Ильвеса перебралась из Швеции в США, где будущий политик стал дипломированным психологом. Он проявил отличные способности к языкам — выучил немецкий, испанский, французский, финский. А вот родной язык своей бабушки учить не захотел. Зато поработать на падение в Эстонии советской власти желания у него было хоть отбавляй. Собственно говоря, в этом Ильвес мало отличался от эстонской эмиграции в Америке, говорившей об СССР почти исключительно злобно и с пеной у рта.

Способного молодого человека быстро заметили представители американских спецслужб и официальных органов. В 1984 году Ильвес приехал в Мюнхен, где трудоустроился в эстонскую редакцию радио "Свобода", финансируемую Госдепартаментом США. Спустя четыре года он на пять лет возглавил эстонскую редакцию радиостанции. Так что назвать Ильвеса ветераном холоднойвойны можно с полным основанием. Судя по результатам, пропагандистом он оказался неплохим.

Читайте также: Эстония: пляски на костях 1941-го

Окончательный переезд на родину предков случился только в 1993 году. Провозгласившая всего за пару лет до этого независимость Эстония остро нуждалась в дипломатических кадрах. И здесь весьма пригодились связи Ильвеса в США и Германии. В 1993-1996 годах он стал послом Эстонии в странах Северной Америки, а затем дважды (в 1996-1998 и 1999 годах) — министром иностранных дел. Именно при нем Эстония начала переговоры о вхождении в Евросоюз и НАТО, которые завершились обретением долгожданного членства в этих организациях весной 2004 года.

Постепенно Ильвес освоился и во внутриэстонской политике. В 2001 году он создал Народную партию умеренных, позже переименованную в Социал-демократическую. Спустя три года он был избран депутатом Европарламента, а в 2006 году — президентом Эстонии. Должность эта носит во многом номинальный характер — реальная власть в парламентской республике сосредоточена в руках премьера. Однако Ильвеса можно с полным основанием считать соавтором того курса, который проводит до сих пор эстонское руководство.

Инициатором демонтажа "Бронзового солдата" был премьер Андрус Ансип. Президент изначально был против подобной меры, но затем с пеной у рта защищал действия властей и оправдывал жестокое подавление акции защитников "Воина-освободителя". Итогом тех действий стало не только ухудшение отношений между русскими и эстонцами, но и вывод из Эстонии значительной части российского капитала. В кризис российские инвестиции прибалтам не помешали бы. А так уже в 2009-м Ильвес призвал соотечественников потуже затянуть пояса.

Читайте также: Языковая инквизиция по-эстонски

Как Ильвес относится к России, говорить излишне. На сегодняшний день у Эстонии худшие отношения с РФ из всех Прибалтийских стран и из всех бывших республик СССР (разве что Грузия может с ней поспорить). В отличие от Латвии, эстонцы продолжают предъявлять нам территориальные претензии на Печорский район Псковской области. Ильвес демонстративно побывал в Тбилиси в августе 2008 года, призывал ЕС ввести против нас санкции, воспрепятствовать постройке газопровода "Северный поток". А недавно он предложил исключить Россию из Большой восьмерки за несоблюдение принципа верховенства права.

Кстати, о верховенстве права. В Эстонии до сих пор есть "паспорта неграждан". Подобные документы существовали, например, для чехов в оккупированной нацистами Чехии или для негров в ЮАР во времена апартеида. Не Ильвес их придумал или вводил, но об отмене подобной дискриминационной меры он не говорил никогда и ничего. То же самое можно сказать о языковой инспекции — органе, призванном следить за тем, чтобы в русских школах по-эстонски преподавалось 60 процентов предметов. Русскоязычное население окрестило этот орган "языковой инквизицией".

Все вышеперечисленное противоречит нормам Евросоюза, Совета Европы и любой другой организации, куда входит Эстония. Можно также отметить, что в районах, где русские составляют минимум 20 процентов населения, их язык должен использоваться в официальных учреждениях, чего нет и в помине. Сам Ильвес прокомментировал данный факт следующим образом: "Причин говорить на русском языке не больше, чем на английском, урду или японском. Потому что эстонский является государственным языком".

Как президент Ильвес трактует историю? В годы его правления в Таллине открылась выставка, посвященная местному уроженцу — идеологу Третьего рейха Альфреду Розенбергу. На 70-летие депортации "классовых врагов" в июне 1941 года в центр Таллина приволокли товарный вагон, призванный напомнить, как плохо жилось Эстонии в составе СССР. Этот период рисуется исключительно в черных красках. И не только этот. Например, присоединение эстонских земель к России при Петре I тоже преподносится как трагедия.

Ветеран холодной войны, Ильвес очень гармонично вписался в политическое поле Эстонии, где и без него в элите "окопались" радикальные националисты. Судя по высказываниям президента, курс страны он считает правильным. А это означает, что в ближайшие пять лет и ухудшение отношений между Эстонией и Россией, и положение русскоязычного населения, и героизация нацизма продолжатся.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить