"Ночной дозор": в чем виновата "плохая Россия"?

На этой неделе исполняется 70 лет с момента вхождения прибалтийских стран в состав Советского Союза. В частности, 6 августа соответствующая дата будет отмечаться в Эстонии. В этот день в 1940 году на VII сессии Верховного Совета СССР было принято постановление о принятии образованной 21 июля Эстонской ССР в состав Советского Союза.

До сих пор историки спорят о том, что представляло собой это вхождение. Согласно сегодняшней официальной версии Таллина, произошедшее являлось ничем иным как "советской оккупацией". Правда, ни эстонский народ, ни вооруженные силы этой страны не оказали войскам "оккупантов" никакого сопротивления. Причем прошение о вхождении Эстонии в СССР направил эстонский же парламент. На этом основании ряд экспертов заявляют, что ни о какой оккупации не может быть и речи.

Как бы там ни было, но для нынешнего эстонского руководства 6 августа является "черной датой календаря". Официальный Таллин считает, что пребывание в составе СССР принесло Эстонии один только негатив. И на этом основании в стране полным ходом происходит уничтожение памятников советской эпохи. В этом ключе можно рассматривать и снос Бронзового солдата в Таллине в 2007 г.

Все это очень сильно портит российско-эстонские отношения. Для чего это нужно эстонскому руководству?

Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал член правления общественного движения Эстонии "Ночной дозор", (известного своими акциями в защиту Бронзового солдата) Максим Рева.

— Если верить официальному Таллину, "насильственное" вхождение Эстонии в состав СССР принесло эстонцам сплошные беды…

— Относительно того, что дало Эстонии вхождение в состав СССР, можно уже судить по тому, какими темпами увеличивалось ее население. В советские времена рождаемость в этой республике была выше, чем где бы то ни было в Европе. И это не идет ни в какое сравнение с нашей нынешней демографией.

Читайте: "Бронзовый удар" по эстонской экономике

По поводу насильственного присоединения: это было не так. Ибо присоединение подразумевает под собой ликвидацию государственных институтов. В данном случае этого не было. Это была полноценная союзная республика в составе СССР со всеми государственными атрибутами, за исключением вооруженных сил и собственной валюты, которая по Конституции советского государства могла выйти из его состава.

Фото: AP

Сегодня Эстония входит в ЕС практически на тех же самых условиях, как и во времена СССР. По крайней мере, национальную валюту — крону — она уже потеряла, но это обстоятельство почему-то не вызывает беспокойства эстонских патриотов.

Именно во времена Советского Союза эстонская культура получила мощный импульс для своего развития. Несмотря на то, что в Конституции Эстонской ССР не было пункта о необходимости сохранения национального языка, на практике делалось все, чтобы эстонцы его не утратили.

За сорок с небольшим лет в республике были открыты множество театров, где шли постановки на эстонском языке. В университетах республики, в том числе в известном на весь СССР Тартуском, преподавание более 50 процентов дисциплин велось именно на эстонском. А в некоторых вузах преподавание на нем доходило до 80 процентов.

В результате, эстонская интеллектуальная элита получила возможности для полноценного развития. Именно в советский период литераторы зарабатывали себе на жизнь тем, что писали книги. Теперь же они почти исключительно живут переводами на эстонский трудов других авторов.

Что касается простого народа, то многие эстонские крестьяне благоговейно вспоминают советские годы, когда они были уверены в завтрашнем дне. Они знали, что их продукция будет востребована, что в случае неурожая Советская власть не даст им умереть от голода и поможет, что их имущество не опишут за долги.

Сейчас ситуация диаметрально противоположная. По сравнению с советским периодом производство продукции в Эстонии снизилось почти в 12 раз. И сейчас существуют опасения относительно будущего эстонского крестьянства. А ведь это — основа нации.

И наконец, во времена СССР Эстония стала индустриальной республикой. Те предприятия, которые и сегодня выпускают конкурентоспособную продукцию (благодаря чему страна получает львиную долю своего ВВП), были выстроены именно руками советских "оккупантов".

И другой момент: советское руководство отнюдь не навязывало эстонцам исключительно свою идеологию и давало им прекрасную возможность общаться с соседями-финнами. Которые, кстати, представляли, казалось бы, идеологическивраждебную капстрану.

— В современных эстонских учебниках по истории всё это выглядит совсем иначе…

— Здесь отчетливо прослеживается линия: плохая Россия (неважно какая, царская или советская) испортила нам жизнь и виновата во всех наших бедах. Да, особый интерес в этой связи представляют эстонские учебники. Возьмем, к примеру, упоминаемую в них Ливонскую войну. Там есть и соответствующие иллюстрации, на которых изображены русские воины, пытающие эстонцев.

В действительности это не подтверждается. Известно другое: как немецкие бароны издевались над эстонцами. Впрочем, об этом нет никакого упоминания. Ибо эстонцам не хочется злить тех же немцев, которые, как известно, играют одну из главных скрипок в ЕС.

Фото: AP

Спекуляции в большей степени касаются советского периода и в меньшей -Российской империи. Дело в том, что пребывание в составе последней позволило эстам освободиться от всестороннего гнета немецких баронов. И поэтому проводимая во второй половине XIX века русификация не считается среди эстонцев таким уж злом, скорее, наоборот.

Дело в том, что в первую очередь она ударила по немцам, которые здесь "обосновались" еще с середины XIII века. Замечу, что тогда в своих письмах немецкие бароны, когда они касались своих эстонских крестьян, писали о них исключительно в среднем роде, приравнивая их к быдлу.

И именно на позднем этапе существования Российской империи их гнету был положен конец. Немцев-профессоров изгнали из университетов, а эстонцам (в противовес баронам) разрешили даже развивать национальные школы.

Читайте: Президент Эстонии продолжает "свою" войну

Кстати, на протяжении 1920-х гг., когда эстонские власти заигрывали с Германией, русофобский курс проявлялся очень отчетливо. Именно тогда был уничтожен целый ряд исторических монументов эпохи Российской империи, в том числе памятник Петру I.

Или вспомним печальную судьбу армии Юденича, которая в декабре 1919 г. отошла на эстонскую территорию. Процесс ее интернирования и разоружения превратился в акт уничтожения русских солдат и офицеров. Часть из них после сдачи оружия просто расстреляли. Других специально поместили в тифозные лагеря. В результате погибла треть личного состава этой армии. И делалось это, кстати, по согласованию с большевиками.

Кстати, в чем-то история повторилась в 1939 г., когда эстонские власти, незадолго до вступления Эстонии в СССР, выдали НКВД на расправу живших на своей территории белоэмигрантов.

Именно с этого начались здесь советские репрессии, о которых так любят твердить эстонские националисты. Но об этом вспоминать они не любят, ибо считают себя безвинно пострадавшей стороной.

— Антироссийская идеология воспринимается почти как государственная идеология?

— Сразу после появления новой независимой Эстонии (применительно к нашей политике) можно говорить о появлении так называемой "антироссийской моржи". Ее лоббисты получали с Запада специальное финансирование.

Фото: AP

Почему русофобия и ненависть ко всему советскому стали после 1991 г. государственной идеологией? Да потому, что с помощью насаждения национализма править страной было гораздо проще. Править, вбив клин между русской и эстонской общинами, натравливая одну на другую. Смысл всего этого был простой. Эстонцам внушали: вы — единственный богоизбранный народ, а все остальные, в особенности русские — оккупанты.

Чтобы оправдать появление такого ярлыка, выдумали "геноцид эстонского народа", который якобы осуществляли советские "оккупанты".

Следовательно, нужны были герои, которые бы с ними боролись. Их нашли среди эсэсовцев и "лесных братьев" и стали усиленно обелять. Их представляют не нацистами, а "борцами за свободу", воевавшими против коммунизма. И это несмотря на то, что СС на Нюрнбергском процессе была признана преступной организацией. Причем эти деятели заметно "отличились" и в самой Эстонии. За три года (1941 — 44) они уничтожили 60 тысяч военнопленных.

Как известно, концлагеря здесь охраняли сами эстонцы. И еще столько же эстонские националисты убили мирных жителей. К примеру, в начале 1942 г. их лидеры громогласно объявили о том, что "Эстония свободна от евреев". Впрочем, среди их жертв имеются не только евреи и русские, но и свои же эстонские братья.

А в этом году официально "лесным братьям" пожаловали государственные награды. Среди награжденных оказалось немало колоритных фигур с уголовным прошлым, среди которых имеются откровенные бандиты-грабители и укрыватели краденого.

Кроме того, миф об оккупации преследует еще одну цель: оттенить происходящий в республике этнокультурный геноцид. Его цель — превратить русских (и представителей других живущих в стране народов) в маргинальную массу, не имеющую ни целей, ни национальных лидеров, которая бы покорно обслуживала расу господ.

При становлении нового Эстонского государства в начале 1990-х гг. это даже и не скрывали. Так, на Конституционной Ассамблее, которая выработала Основной закон страны, открыто было заявлено, что "сначала мы должны обеспечить права эстонцев, а уже потом — права человека". По-моему, красноречивее некуда.

Причем все это делается с молчаливого одобрения Запада и ЕС. В личном разговоре я заявил об этой ситуации одному депутату Европарламента от Германии, но тот меня попытался успокоить, сказав, что это всего лишь "скрытая проблема".

Запад отчасти сам подталкивает эстонские власти к подобным действиям. Для того, чтобы на границах с Россией существовало постоянное напряжение. Кое-кому очень невыгодно, чтобы отношения последней с Западом улучшались, и чтобы всегда сохранялась возможность для вмешательства в дела республик бывшего Советского Союза.

В свою очередь, этнокультурное уничтожение русскоязычной общины выгодно самим эстонским националистам. Они понимают, что в этом случае Россия лишится мощного рычага воздействия на ситуацию в Эстонии.

С другой стороны, причина, почему эстонские власти с такой ненавистью относятся к празднованию 9 мая, лежит на поверхности. Ведь эта дата — одна из немногих, которые действительно нас объединяют. Ибо победа над нацизмом является ключевой для русского народа.

— Существует ли шанс, что ситуация поменяется?

— Практически нет. Можете ли вы представить себе в данной ситуации разгула национализма, что власти одумаются? Ключевые вопросы для русской общины страны — это сохранение собственных школ и предоставление гражданства тем, у кого его нет. Надеяться на это в обозримом будущем невозможно.

Более того, ситуация еще больше ухудшается. Власти "под шумок" кризиса закрывают русские школы. Обычными мерами противостоять этому невозможно. Объяснение одно: нет денег. Правда, соседние эстонские школы, в которых учится меньше детей, чем в русских, не трогают.

Или другой момент: число безработных среди эстонцев составляет восемь процентов, а среди русских — 20. Причина состоит в дискриминации при приеме на работу по национальному признаку. Положение постепенно накаляется и даже сами эстонские эксперты не исключают возможности взрыва среди русских.

Впрочем, все больше недовольных действиями властей становится и среди самих эстонцев. Кое-кто из политологов уже задается вопросов: что же это за такое государство, из которого уезжают даже сами эстонцы?

— Почему так мало эстонских русских захотели переселиться в Россию?

— Тому несколько причин. Во-первых, большинство из живущих в Эстонии русских здесь же и родились. Это их родина и они не хотят ее оставлять, как бы им трудно не было. Во-вторых, нельзя не отметить умелую работу эстонской пропаганды. Официальные СМИ ежедневно внушают местным русским, что в России жить почти невозможно, что там якобы свирепствует коррупция, милиция творит беспредел, постоянно происходят разные катастрофы и т. д.

Это позволяет эстонцам добиваться задуманного. Все чаще русскоязычная молодежь начинает действовать как эстонская. Вообразите себе, что ребенок заявляет родителям, чтобы они не приходили в школу, чтобы они не позорили его своим плохим произношением фраз по-эстонски! Или то, что некоторые дети начинают высмеивать своих родителей, празднующих "победу оккупантов" — 9 мая!

— Русская община страны составляет почти треть всего населения. Неужели в Эстонии нет политических сил, которые бы могли отстоять ее интересы?

— Единой русской партии здесь нет, и эстонские власти делают все, чтобы разобщить русскоязычное население. Например, полиция безопасности делает все, чтобы не допустить ее создания и объединения русских.

А эстонские политики спекулируют на этой теме. Например, Центристская партия, которая имела большое влияние на власть, проходила в парламент под лозунгами установления дружбы с Россией. Но абсолютно ничего не делала для этого и никак не улучшила жизнь русских в Эстонии.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить