Эксперт: Грузия фактически вступает в войну

Грузия вновь (право слово, уже и не подсчитать, в который раз) идет на обострение конфликта с Россией. Во вторник парламент этой станы на внеочередном заседании принял проект постановления о пребывании российских миротворцев в зоне абхазского и югоосетинского конфликтов. Заранее было известно, что деятельность миротворческих сил депутаты сочли «неудовлетворительной». И, соответственно, в проекте постановления говорится, что парламент поручает правительству Грузии довести до сведения российской стороны решение о признании пребывания миротворческих сил не соответствующим законам Грузии и принять меры по их выводу из зон конфликта. 

Не было никаких сомнений в том, что парламент Грузии этот проект примет. Равно как нет сомнений и в том, что примет он его с подачи президента Михаила Саакашвили . Министр обороны Ираклий Окруашвили заранее пообещал, что правительство выполнит постановление парламента.

Впрочем, сам документ довольно расплывчат. К примеру, в нем не указаны сроки вывода российских миротворцев из зон конфликта. Хотя и содержится призыв к правительству «вывести их оттуда побыстрее».

Стоит отметить, что президент Грузии намерен приехать 21 июля в Москву на неформальный саммит СНГ . Михаил Саакашвили рассчитывает обсудить с Владимиром Путиным «все проблемы и все до конца выяснить». Как это будет выглядеть на практике не совсем понятно. Одновременно с заявлением о желании встретиться с российским президентом Саакашвили заявил о том, что инициативы Владимира Путина об урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии «провокационные и аморальные». Речь идет о предложении, озвученном российским президентом во время интернет-конференции 6 июля. «Пусть так же, как и мы в Чечне, проведут референдум. Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности государств. Но нельзя не уважать мнение населения, проживающего на той или иной территории, по устройству своей жизни», – сказал Путин.

«Любые заявления о том, что в Абхазии должен быть проведен референдум, который узаконит ее отделение от Грузии, провокационны и будут восприняты несерьезно международным сообществом», – заявил в ответ на это Саакашвили. «Главное, что должно быть сделано в Абхазии, по нашему мирному видению этого вопроса, – это возвращение всех беженцев, защита прав человека и абсолютный учет интересов всех этнических групп», – цитирует « Интерфакс » слова грузинского президента.

Стоит также напомнить о еще одной «инициативе» Тбилиси последних дней. Представители грузинских властей заявили о намерении блокировать вступление России в ВТО .

Более подробно на эту тему см. Грузия объяснила, почему Россию нельзя пускать в ВТО

«Правда.Ру» обратились к заведующему отделом Закавказье Института стран СНГ Михаилу Владимировичу Александрову с просьбой прокомментировать действия грузинских властей.

- Что, на Ваш взгляд, послужило поводом для очередного обострения российско-грузинских отношений?

_ Саакашвили рассчитывал, что на саммите « Большой восьмерки » Джордж Буш поднимет проблему Грузии, потребует от России выполнения грузинских требований. Но этого не произошло. Тема Грузии насаммите даже не обсуждалась,покрайней мере, об этом ничего не сообщалось.

Вообще говоря, на мой взгляд российскому МИДу не стоило реагировать на провокации грузинской стороны (имеется в виду задержание грузинской полицией российских дипломатов и офицеров в зоне югоосетинского конфликта – Ред.). Надо было проигнорировать, создать некую информационную блокаду, чтобы подчеркнуть, что Грузией на саммите «Восьмерки» никто не занимается.

Все усилия Саакашвили пропали впустую. Его заявление о том, что президент США взял на себя обязанности «лоббиста» интересов Грузии оказались пустым звуком. Бравада и хвастовство грузинского президента никакой пользы не принесли.

Теперь Грузия идет на очередное обострение ситуации, в частности принимая решение о выводе российских миротворцев. В принципе, это решение было принято еще в прошлом году. Россия, по мнению Тбилиси, должна была продемонстрировать, что она что-то делает для восстановления территориальной целостности Грузии. Хотя в мандате российских миротворцев эта обязанность не предусмотрена. Их задача чисто утилитарная – не допустить возобновления боевых действий. Вот с этой функцией они прекрасно справляются.

Посмотрим, что грузинские власти будут делать. Ведь фактически им придется денонсировать Дагомысские соглашения 1994 года по Южной Осетии и целую серию соглашений по Абхазии. В частности, соглашение от 14 мая 1994 года о прекращении огня, после чего были введены миротворцы. Получается, что денонсируя эти соглашения Грузия фактически вступает в состояние войны.

- Какую политику должна проводить Россия, чтобы не допустить дальнейшего обострения конфликта?

- Предотвратить обострение конфликта нельзя, поскольку это зависит исключительно от желания грузинской стороны. Но, по крайней мере, Россия должна проводить политику сдерживания. Не выводить миротворцев на том основании, что они там находятся по соглашению двух сторон и для их вывода нужно согласие обеих сторон. Пусть в Тбилиси доказывают, что это не так. Они могут на это год, два, три потратить – неважно. Главное, что миротворцы будут оставаться в зоне конфликтов.

И надо дать понять грузинским властям, что в случае нападения на миротворцев, они получат немедленный и сильный ответ.

- Вплоть до военных действий?

- Приведу такой пример: почему молдаване не нападают на миротворцев в Приднестровье ? Потому что в 1992 году генерал Лебедь просто накрыл их мощным артиллерийским огнем из гаубиц. После такого удара у них надолго отпала охота к нападениям.

Вот и грузинские власти надо предупредить: в случае нападения на миротворцев будут применены все средства, включая военные, для их защиты. Пусть об этом не на высшем уровне заявят, а хотя бы какой-нибудь генерал из Северо-Кавказского военного округа. Чтобы в Тбилиси не было иллюзий.

- Возможно ли участие в качестве посредника какой-нибудь третей силы, к примеру, США?

- А что они могут? Нам посредники не нужны, мы сами разберемся как-нибудь. У американцев никаких рычагов воздействия на ситуацию нет. За исключением, может быть, прямой военной операции. Но на это они никогда не пойдут.

Олег Артюков
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *