Это есть наш последний...

За последние несколько дней отношения между Батуми и Тбилиси вновь, в который уже раз за последние полгода, накалились до предела. Противостояние центра и автономии (а точнее будет сказать, между президентом Грузии Михаилом Саакашвили и аджарским лидером Асланом Абашидзе) зашло уже настолько далеко, что вряд ли обе стороны смогут найти такой выход из кризиса, который позволит сохранить лицо и грузинскому, и аджарскому руководству. Кто-то должен уступить. Вопрос только кто... Ведь и для Саакашвили, и для Абашидзе поражение означает одно — политический крах.

Собственно, война между Тбилиси и Батуми ведется уже давно. Война информационная. Стоит заметить, что центральные власти владеют этим искусством в гораздо большей степени, нежели аджарские. От Абашидзе на протяжении нескольких последних месяцев в основном было слышно одно — Грузия готовится к военному конфликту с автономией. И, в общем-то, это все... Предупреждения Абашидзе (которого в Аджарии называют "Бабу" - Дед) о грядущем вторжении грузинских войск стали походить на ритуальные заклинания. В результате аджарский лидер добился прямо противоположного эффекта — в то, что центральные власти действительно заинтересованы в вооруженном конфликте с автономией, верится с трудом. Зачем устраивать новую "маленькую победоносную", если Тбилиси и так имеет преимущество? Тем более что новейшая история Грузии все-таки кое чему нынешних политиков, похоже, научила. Два вооруженных конфликта — и оба раза поражение центра.

Ныне выбран другой метод решения проблемы. Мирный, так сказать... После того, как 2 мая президент Грузии предъявил ультиматум властям автономии, потребовав разоружения "незаконных вооруженных формирований" в десятидневный срок, в Батуми немедленно начались митинги оппозиции, требующей отставки Абашидзе. Каково количество митингующих, понять решительно невозможно — называются цифры от 5 до 20 тысяч человек. Власти автономии считают эти митинги незаконными и, судя по сообщениям грузинских СМИ, неоднократно пытались разогнать их силой. Однако сделать этого не удается и оппозиция твердо намерена добиться своей цели. Тбилиси оказывает оппозиционерам всяческую поддержку. Абашидзе уже предложено несколько вариантов решения проблемы противостояния с центром — либо вообще покинуть Аджарию, либо последовать примеру Эдуарда Шеварднадзе и добровольно уйти в отставку (но в отличие от бывшего президента, аджарского лидера, скорее всего, ожидает уголовное преследование), либо его ждет участь румынского диктатора Николае Чаушеску, расстрелянного в 1989 году. Причем, по мнению некоторых грузинских политиков, время пребывания Абашидзе у власти измеряется даже не днями — часами. Правда, вариант с Чаушеску как-то не очень стыкуется с намерениями центра решить конфликт мирным путем.

Впрочем, вполне может случиться и так, что в Тбилиси выдают желаемое за действительное. Если опираться только на сообщения грузинской прессы, то складывается впечатление, что Абашидзе действительно потерял контроль над ситуацией и способность трезво рассуждать. А как иначе расценивать сообщение о минировании нефтяного терминала в Батумском порту? Правда, поведал эту новость не Абашидзе или кто-либо из его представителей, а министр обороны Грузии Гела Бежуашвили. Слова министра быстро растиражировали грузинские телекомпании. Но относится к этому сообщению (равно как и к любому другому, касающемуся событий в Аджарии) следует весьма осторожно. Особенно после истории с журналистами CNN, которых аджарские полицейские якобы избили 4 мая во время разгона демонстрации. Как выяснилось чуть позже, журналисты покинули Батуми еще до начала митинга оппозиции. И никто их, разумеется, не бил...

Но на фоне других сообщений из Аджарии эта новость быстро затерялась и на нее не обратили особого внимания. Еще бы, до CNN ли сейчас, если на сторону оппозиции начали переходить полицейские, депутаты аджарского сената и даже чиновники правительства? Впрочем, так ли это на самом деле — неизвестно...

Просчет Абашидзе в нынешней ситуации заключается в том, что он недооценил эффект информационной войны, развязанной Тбилиси. Если изоляция (или самоизоляция) аджарского руководства продолжится и дальше, то президенту Саакашвили, не так уж и сложно будет добиться желанной цели — вынудить Абашидзе уйти и получить-таки наконец контроль над Батумским портом и таможней на турецкой границе. Конечно, это вопрос не двух часов и даже не нескольких дней, но рано или поздно своей цели нынешнее грузинское руководство добьется.

Тем более, что Михаил Саакашвили может рассчитывать и на поддержку извне — со стороны Соединенных Штатов. В минувший понедельник официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер заявил, что Вашингтон опасается возможных намерений Абашидзе "спровоцировать военный кризис с демократически избранным новым руководством Грузии". По словам Баучера, "действия Абашидзе вынуждают нас ставить под вопрос его приверженность служению народу Аджарии".

Впрочем, Вашингтон пока предпочитает явно в конфликт не вмешиваться, хотя и выражает недвусмысленную поддержку Саакашвили. Россия, кстати, тоже не спешит разнимать Тбилиси и Батуми. Министр иностранных дел Сергей Лавров ограничился призывом к обеим сторонам "действовать строго в рамках конституционного поля".

Что бы ни говорили дипломаты, но ситуация в Аджарии на самом деле не так уж сложна и запутанна. Михаил Саакашвили пытается отобрать у Аслана Абашидзе все более-менее прибыльные сферы экономики и направить финансовые потоки из Аджарии в Тбилиси. А уж оттуда выделять немножко Батуми. Очень удобный способ держать руководство автономии на поводке. Абашидзе это прекрасно понимает и отдавать просто так не хочет. Может быть, он и отдал бы какую-то часть, но Саакашвили-то нужно все. Так что ни демократия, ни диктатура здесь, в общем-то, ни при чем. А чубы, как известно, в любом случае будут трещать у холопов, но никак не у панов...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить