Польская религиозная мина для Белоруссии

Белоруссию часто сравнивают с Украиной. Основания для этого есть — обе страны являются пестрыми в религиозном отношении. И религиозный фактор активно используется и в белорусской, и в украинской политике. В случае с Белоруссией страсти подогревает преимущественно соседняя Польша, стремящаяся использовать белорусских католиков в своих интересах.

В Белоруссии идет предвыборная кампания. Год назад то же самое переживала Украина — страна, с которой Белоруссию нередко сравнивают. Один из ключевых факторов украинской политики — религиозный, проявляющийся из года в год, из выборов в выборы. Белоруссия, как и Украина, — страна многоконфессиональная. Насколько же важен религиозный фактор для белорусского государства?

Согласно социологическим исследованиям, около трех четвертей верующих белорусов являются православными, почти четверть — католиками. Есть в стране протестанты, мусульмане, иудеи. Однако основными конфессиями, безусловно, следует признать православие и католицизм.

Белоруссия принадлежит к числу наименее религиозных стран мира. Несмотря на это религиозный фактор в жизни страны исторически обусловлен и играет весьма существенную роль. На территории Белоруссии давно существует традиция активной роли религиозных деятелей в политической борьбе. Причем очень часто эти деятели не являлись белорусами.

Примерно каждые 150 лет основная часть населения страны добровольно меняла конфессию по политическим соображениям. В конце XVI века в стране преобладали протестанты — сказалось влияние европейской реформации на Великое Княжество Литовское, куда входили белорусские земли. Немало было и православных. Число католиков было не очень большим.

В конце XVIII века лишь не более 5% населения нынешней Белоруссии были православными, протестантов почти не осталось. Белоруссия была преимущественно греко-католической и римско-католической страной. Сказалось то, что страна два века управлялась польскими королями. Местная знать в значительной степени ополячилась. Ополяченным белорусом был, например, национальный герой Польши Тадеуш Костюшко. Белорусские корни были и у поэта Адама Мицкевича.

В XIX веке, когда белорусские земли вошли в состав России, страна стала преимущественно православной. Хотя немалая часть осталась в лоне католической церкви. Таким образом, церковь (и религия в целом) на территории Белоруссии, как и на Украине, всегда играли важную роль.

В конфессиональных процессах в Белоруссии особое значение имеет региональный фактор. Все три основные конфессии (православие, католицизм и протестантизм) считают своей базой западные районы страны. Этим страна отличается от Украины, где базой греко-католиков всегда была Галиция, а оплотом канонического православия — восточные регионы.

Фото: AP

Ситуация, при которой религиозная жизнь кипит преимущественно в Западной Белоруссии, является следствием того, что на востоке страны в 20-30-е годы ХХ века советская власть закрыла все храмы. В западных же областях, входивших до 1939 года в состав Польши, такого не было. И такой перекос сохранился до наших дней. Большинство православных общин сконцентрированы в Брестской области, возле границы с Украиной. Католики живут преимущественно вдоль границы с Литвой, на стыке границ Витебской, Гродненской и Минской областей.

Все три конфессиональные группы почти не связаны с белорусской национальной идеологией, хотя обладают широкой внутренней автономией в рамках своих конфессий. Белорусская православная церковь является экзархатом Русской православной церкви. Во главе польского католического костела стоит кардинал. Протестанты самоуправляемы по природе своей организации и вообще индифферентны в отношении национальных проблем.

Может показаться, что использовать религиозный фактор в белорусской политике трудно. Однако соседняя Польша делает это все постсоветские годы. Официально поляков в Белоруссии — не более 400 тысяч, однако католиков — примерно в четыре раза больше. И в жилах многих католиков-белорусов течет польская кровь. Соответственно, они и должны (в глазах Варшавы) стать инструментом польского влияния в Белоруссии.

В сфере внешней политики Польша активно задействует диаспору, в том числе и для лоббирования ее национальных интересов путем политизации поддерживаемых Варшавой "союзов соотечественников". Одна из его задач — привлечение в ряды польской диаспорой тех белорусов-католиков. В результате использования национального и религиозного факторов политика западных соседей таит в себе потенциальную опасность для белорусского государства.

Исследования феномена белорусских поляков различными учеными показали, что в своем абсолютном большинстве местные поляки являются потомками коренного населения белорусских и литовских земель и они не должны восприниматься как "пришлый и чужой элемент" типа немецких баронов в Латвии и Эстонии.

На протяжении почти всего XIX века между поляками и белорусами не существовало чувства национальной чужеродности. Часть интеллигенции из числа "белорусских поляков" (Ян Чачот, Ян Борщевский, Винцент Дунин-Марцинкевич и др.) приняла активное участие в процессе белорусского культурного накопления и выработке собственно белорусской культурной традиции.

Фото: AP

В конце XIX — начале XX века на белорусских землях стал ощутимым определенный этноконфессиональный конфликт, обусловленный демократизацией общества, которая сопровождалась радикализацией настроений социальных низов. В начале XX века поляки являлись влиятельной культурной, экономической и политической силой. По данным исследований белорусских историков, на территории современной Белоруссии в тот период проживало не менее 450 тыс. поляков.

В 1917-1918 годах белорусско-литовский край стал ареной острой политической и национальной борьбы. Большинство белорусских поляков стали приверженцами включения белорусских земель в состав Польши.

В Советской Белоруссии 1920-1930 годов поляки являлись одной из основных этнических групп населения. По данным переписи 1926 года, в Восточной Белоруссии их проживало около 300 тыс. ЦИК БССР в 1921 году специальным решением закрепил за польским языком статус государственного наряду с белорусским, русским и еврейским (идиш) языками.

Впоследствии в результате политических репрессий второй половины 30-х годов польские национально-административные единицы были ликвидированы. Закрывались польские школы, клубы и библиотеки. Между 1937-м и 1939 годом количество поляков в БССР уменьшилось на 61,5 тыс. человек.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР (сентябрь-октябрь 1939 года) доля поляков среди населения республики значительно выросла. Но политические репрессии продолжались. За период с 1939-го по 1941 год из западных областей республики было депортировано на Восток более 120 тыс. человек. События второй половины 30-х годов нанесли ощутимый удар по патриотизму белорусских поляков. В БССР поляки чувствовали себя нацией "второго сорта". В целом этот период был непростым для всех поляков, проживавших на территории СССР.

В 1947 году была закрыта последняя польская школа в Белоруссии. Перепись 1959 года свидетельствовала о том, что только половина (49,9%) польской общественности считала польский язык родным. В 1989 году это количество уменьшилось до 13,3%.

Политика ассимиляции польского населения в БССР вместе с фактором существования польского государства разрушала среди значительной части польской общественности традиционное восприятие ими белорусской земли как своей исторической родины. Белорусские поляки постепенно превращались в поляков в Белоруссии.

С распадом СССР и образованием независимой Белоруссии ситуация изменилась. Активизировались процессы польского культурно-национального возрождения. В 1991 году на Гродненском областном телевидении появилась еженедельная программа на польском языке, в 1992-м открылся Польский народный университет в Минске, продолжалось создание региональных культурно-национальных организаций, создавалась система изучения польского языка.

Фото: AP

Сегодня поляки имеют в Белоруссии национально-культурные товарищества и творческие коллективы. Самым крупным и разветвленным польским объединением в республике является Союз поляков на Беларуси (СПБ), объединяющий, по разным оценкам, от 30 до 40 тыс. человек. СПБ образован на базе культурно-просветительского общества имени А. Мицкевича при активном участии католической церкви.

В начале XXI века под прямым влиянием Варшавы на процессы в польских национально-культурных объединениях в Белоруссии ситуация меняется. Дестабилизация произошла в результате влияния группы радикально настроенных белорусских поляков во главе с бывшими председателями СПБ Т. Гавиным и А. Борис, пытающихся повернуть союз на путь политической борьбы с конституционным строем РБ и дискредитации органов власти и управления республики. В результате в СПБ произошел раскол, и образовалось два союза: СПБ во главе с А. Борис, который сомкнулся с радикальной оппозицией, и СПБ во главе с Лучником, потом Семашко, выступающим против политизации деятельности.

Руководство Польши пытается использовать внутренний конфликт в СПБ для преобразования его в межнациональный и межгосударственный. Об этом свидетельствуют недавняя высылка белорусских дипломатов с территории Польши и как ответная мера белорусского правительства — досрочное завершение командировки трех польских дипломатов в Республике Беларусь.

Кcендзы оказывают существенное влияние на поддержание национального духа в польской диаспоре. На данный момент в Белоруссии имеется 457 римско-католических приходов. Дипломатические миссии Польши в Белоруссии поддерживают тесные контакты с католическими священниками, большинство из которых являются гражданами Польши. Ими проводится идеологическая обработка белорусских католиков, в частности ведется целенаправленная политика по формированию стереотипа, что все белорусские католики якобы являются поляками.

Подготовка католических священников из числа граждан Белоруссии ведется под полным польским влиянием и в основном на польском языке. В богослужениях преобладает польский язык, используемый для катехизации католического населения и обучения детей в воскресных школах, для обозначения приходов используются вывески, в которых надписи дублируются на польском языке.

Надо отметить, что польский язык не является одним из государственных языков Белоруссии. Как правило, все католические архипастыри являются поляками и определяют правила внутренней жизни католических диоцезий. Таким образом, католические приходы находятся под довлеющим влиянием духовенства из Польши, последовательно защищающего принцип патриотической принадлежности местных поляков своей исторической родине — Польше, чем провоцируют создание конфликтной ситуации в Белоруссии.

Фото: AP

Перед руководством Польши ныне стоит актуальная задача — отделить образ белорусов от образа Лукашенко, наделить его чертами страдальческого и искренне тянущегося к свету цивилизации восточного народа с некоторыми положительными качествами, который тоже сильно потерпел от Москвы и потенциально имеет шансы на то, чтобы, сделавшись добросовестным учеником Польши, стать частью западного мира.

Только тогда возможно будет объединить польское общество вокруг идеи о совершении новой "оранжевой революции" на северо-восточных "польских окраинах". Именно поэтому в условиях низкой религиозности большей части населения Белоруссии политика Польши теоретически может привести к потере белорусской государственности.

Все самое интересное читайте в рубрике "Мир"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
1 мая решится судьба антироссийских санкций
Завидуй, провинция: московские учителя получают 100-тысячные зарплаты
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Мнение: Россия получила преимущество после удара США по Сирии
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Блокировка Telegram как провокация против России
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу