Польская религиозная мина для Белоруссии

Белоруссию часто сравнивают с Украиной. Основания для этого есть — обе страны являются пестрыми в религиозном отношении. И религиозный фактор активно используется и в белорусской, и в украинской политике. В случае с Белоруссией страсти подогревает преимущественно соседняя Польша, стремящаяся использовать белорусских католиков в своих интересах.

В Белоруссии идет предвыборная кампания. Год назад то же самое переживала Украина — страна, с которой Белоруссию нередко сравнивают. Один из ключевых факторов украинской политики — религиозный, проявляющийся из года в год, из выборов в выборы. Белоруссия, как и Украина, — страна многоконфессиональная. Насколько же важен религиозный фактор для белорусского государства?

Согласно социологическим исследованиям, около трех четвертей верующих белорусов являются православными, почти четверть — католиками. Есть в стране протестанты, мусульмане, иудеи. Однако основными конфессиями, безусловно, следует признать православие и католицизм.

Белоруссия принадлежит к числу наименее религиозных стран мира. Несмотря на это религиозный фактор в жизни страны исторически обусловлен и играет весьма существенную роль. На территории Белоруссии давно существует традиция активной роли религиозных деятелей в политической борьбе. Причем очень часто эти деятели не являлись белорусами.

Примерно каждые 150 лет основная часть населения страны добровольно меняла конфессию по политическим соображениям. В конце XVI века в стране преобладали протестанты — сказалось влияние европейской реформации на Великое Княжество Литовское, куда входили белорусские земли. Немало было и православных. Число католиков было не очень большим.

В конце XVIII века лишь не более 5% населения нынешней Белоруссии были православными, протестантов почти не осталось. Белоруссия была преимущественно греко-католической и римско-католической страной. Сказалось то, что страна два века управлялась польскими королями. Местная знать в значительной степени ополячилась. Ополяченным белорусом был, например, национальный герой Польши Тадеуш Костюшко. Белорусские корни были и у поэта Адама Мицкевича.

В XIX веке, когда белорусские земли вошли в состав России, страна стала преимущественно православной. Хотя немалая часть осталась в лоне католической церкви. Таким образом, церковь (и религия в целом) на территории Белоруссии, как и на Украине, всегда играли важную роль.

В конфессиональных процессах в Белоруссии особое значение имеет региональный фактор. Все три основные конфессии (православие, католицизм и протестантизм) считают своей базой западные районы страны. Этим страна отличается от Украины, где базой греко-католиков всегда была Галиция, а оплотом канонического православия — восточные регионы.

Фото: AP

Ситуация, при которой религиозная жизнь кипит преимущественно в Западной Белоруссии, является следствием того, что на востоке страны в 20-30-е годы ХХ века советская власть закрыла все храмы. В западных же областях, входивших до 1939 года в состав Польши, такого не было. И такой перекос сохранился до наших дней. Большинство православных общин сконцентрированы в Брестской области, возле границы с Украиной. Католики живут преимущественно вдоль границы с Литвой, на стыке границ Витебской, Гродненской и Минской областей.

Все три конфессиональные группы почти не связаны с белорусской национальной идеологией, хотя обладают широкой внутренней автономией в рамках своих конфессий. Белорусская православная церковь является экзархатом Русской православной церкви. Во главе польского католического костела стоит кардинал. Протестанты самоуправляемы по природе своей организации и вообще индифферентны в отношении национальных проблем.

Может показаться, что использовать религиозный фактор в белорусской политике трудно. Однако соседняя Польша делает это все постсоветские годы. Официально поляков в Белоруссии — не более 400 тысяч, однако католиков — примерно в четыре раза больше. И в жилах многих католиков-белорусов течет польская кровь. Соответственно, они и должны (в глазах Варшавы) стать инструментом польского влияния в Белоруссии.

В сфере внешней политики Польша активно задействует диаспору, в том числе и для лоббирования ее национальных интересов путем политизации поддерживаемых Варшавой "союзов соотечественников". Одна из его задач — привлечение в ряды польской диаспорой тех белорусов-католиков. В результате использования национального и религиозного факторов политика западных соседей таит в себе потенциальную опасность для белорусского государства.

Исследования феномена белорусских поляков различными учеными показали, что в своем абсолютном большинстве местные поляки являются потомками коренного населения белорусских и литовских земель и они не должны восприниматься как "пришлый и чужой элемент" типа немецких баронов в Латвии и Эстонии.

На протяжении почти всего XIX века между поляками и белорусами не существовало чувства национальной чужеродности. Часть интеллигенции из числа "белорусских поляков" (Ян Чачот, Ян Борщевский, Винцент Дунин-Марцинкевич и др.) приняла активное участие в процессе белорусского культурного накопления и выработке собственно белорусской культурной традиции.

Фото: AP

В конце XIX — начале XX века на белорусских землях стал ощутимым определенный этноконфессиональный конфликт, обусловленный демократизацией общества, которая сопровождалась радикализацией настроений социальных низов. В начале XX века поляки являлись влиятельной культурной, экономической и политической силой. По данным исследований белорусских историков, на территории современной Белоруссии в тот период проживало не менее 450 тыс. поляков.

В 1917-1918 годах белорусско-литовский край стал ареной острой политической и национальной борьбы. Большинство белорусских поляков стали приверженцами включения белорусских земель в состав Польши.

В Советской Белоруссии 1920-1930 годов поляки являлись одной из основных этнических групп населения. По данным переписи 1926 года, в Восточной Белоруссии их проживало около 300 тыс. ЦИК БССР в 1921 году специальным решением закрепил за польским языком статус государственного наряду с белорусским, русским и еврейским (идиш) языками.

Впоследствии в результате политических репрессий второй половины 30-х годов польские национально-административные единицы были ликвидированы. Закрывались польские школы, клубы и библиотеки. Между 1937-м и 1939 годом количество поляков в БССР уменьшилось на 61,5 тыс. человек.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР (сентябрь-октябрь 1939 года) доля поляков среди населения республики значительно выросла. Но политические репрессии продолжались. За период с 1939-го по 1941 год из западных областей республики было депортировано на Восток более 120 тыс. человек. События второй половины 30-х годов нанесли ощутимый удар по патриотизму белорусских поляков. В БССР поляки чувствовали себя нацией "второго сорта". В целом этот период был непростым для всех поляков, проживавших на территории СССР.

В 1947 году была закрыта последняя польская школа в Белоруссии. Перепись 1959 года свидетельствовала о том, что только половина (49,9%) польской общественности считала польский язык родным. В 1989 году это количество уменьшилось до 13,3%.

Политика ассимиляции польского населения в БССР вместе с фактором существования польского государства разрушала среди значительной части польской общественности традиционное восприятие ими белорусской земли как своей исторической родины. Белорусские поляки постепенно превращались в поляков в Белоруссии.

С распадом СССР и образованием независимой Белоруссии ситуация изменилась. Активизировались процессы польского культурно-национального возрождения. В 1991 году наГродненском областном телевидении появилась еженедельная программа на польском языке, в 1992-м открылся Польский народный университет в Минске, продолжалось создание региональных культурно-национальных организаций, создавалась система изучения польского языка.

Фото: AP

Сегодня поляки имеют в Белоруссии национально-культурные товарищества и творческие коллективы. Самым крупным и разветвленным польским объединением в республике является Союз поляков на Беларуси (СПБ), объединяющий, по разным оценкам, от 30 до 40 тыс. человек. СПБ образован на базе культурно-просветительского общества имени А. Мицкевича при активном участии католической церкви.

В начале XXI века под прямым влиянием Варшавы на процессы в польских национально-культурных объединениях в Белоруссии ситуация меняется. Дестабилизация произошла в результате влияния группы радикально настроенных белорусских поляков во главе с бывшими председателями СПБ Т. Гавиным и А. Борис, пытающихся повернуть союз на путь политической борьбы с конституционным строем РБ и дискредитации органов власти и управления республики. В результате в СПБ произошел раскол, и образовалось два союза: СПБ во главе с А. Борис, который сомкнулся с радикальной оппозицией, и СПБ во главе с Лучником, потом Семашко, выступающим против политизации деятельности.

Руководство Польши пытается использовать внутренний конфликт в СПБ для преобразования его в межнациональный и межгосударственный. Об этом свидетельствуют недавняя высылка белорусских дипломатов с территории Польши и как ответная мера белорусского правительства — досрочное завершение командировки трех польских дипломатов в Республике Беларусь.

Кcендзы оказывают существенное влияние на поддержание национального духа в польской диаспоре. На данный момент в Белоруссии имеется 457 римско-католических приходов. Дипломатические миссии Польши в Белоруссии поддерживают тесные контакты с католическими священниками, большинство из которых являются гражданами Польши. Ими проводится идеологическая обработка белорусских католиков, в частности ведется целенаправленная политика по формированию стереотипа, что все белорусские католики якобы являются поляками.

Подготовка католических священников из числа граждан Белоруссии ведется под полным польским влиянием и в основном на польском языке. В богослужениях преобладает польский язык, используемый для катехизации католического населения и обучения детей в воскресных школах, для обозначения приходов используются вывески, в которых надписи дублируются на польском языке.

Надо отметить, что польский язык не является одним из государственных языков Белоруссии. Как правило, все католические архипастыри являются поляками и определяют правила внутренней жизни католических диоцезий. Таким образом, католические приходы находятся под довлеющим влиянием духовенства из Польши, последовательно защищающего принцип патриотической принадлежности местных поляков своей исторической родине — Польше, чем провоцируют создание конфликтной ситуации в Белоруссии.

Фото: AP

Перед руководством Польши ныне стоит актуальная задача — отделить образ белорусов от образа Лукашенко, наделить его чертами страдальческого и искренне тянущегося к свету цивилизации восточного народа с некоторыми положительными качествами, который тоже сильно потерпел от Москвы и потенциально имеет шансы на то, чтобы, сделавшись добросовестным учеником Польши, стать частью западного мира.

Только тогда возможно будет объединить польское общество вокруг идеи о совершении новой "оранжевой революции" на северо-восточных "польских окраинах". Именно поэтому в условиях низкой религиозности большей части населения Белоруссии политика Польши теоретически может привести к потере белорусской государственности.

Все самое интересное читайте в рубрике "Мир"

Автор Дмитрий Родин
Дмитрий Родин — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *