Трудное становление Союзного государства

Разрушать легче, чем строить. Этот проверенный вывод полностью относится и к строительству на новой основе Союзного государства России и Белоруссии. Важно, однако, чтобы появилось стремление именно строить, а не разрушать. Достигнутые в последнее время договорённости между президентами России и Белоруссии вселяют надежду, что идея создания Союзного государства двух братских славянских народов начинает приобретать реальные очертания.

3 февраля на заседании рабочей комиссии по подготовке Конституционного акта Союза России и Белоруссии, состоявшемся в Государственной Думе под председательством Г.Селезнёва, был не только утверждён план её работы на ближайшее время, но и подтвержден ряд принципиальных положений о Союзном государстве. В частности, за основу взят Договор 1999 года, что позволило членам комиссии не тратить больше время на бесплодные дискуссии вокруг концепции Конституционного акта, а перейти к обсуждению конкретных его статей и согласовать более половины из них. Принято также решение "сохранить все действующие институты Союзного государства, включая Высший государственный совет".

В соответствии с утверждённым планом дальнейшей работы комиссия вновь соберётся в Москве 19 февраля, а затем и в Минске 6 марта. За это время предстоит продолжить проработку вопросов, связанных с политико-правовой характеристикой Союза, уточнить характеристики его высших органов, а также предметы ведения Союзного государства. В частности, необходимо будет конкретизировать статус союзного парламента, положения о бюджете, правовые основы референдума по принятию Конституции Союза России и Белоруссии и т.д. После этого проект Документа должен быть вынесен в марте с.г. на обсуждение Высшего Государственного Совета Союзного государства. По общему мнению сопредседателей рабочей комиссии, есть основания полагать, что референдум по Конституционному акту можно будет провести в России и Белоруссии уже в этом году.

Это не означает, что все трудности с созданием Союзного государства останутся позади. Трудным для решения остаётся вопрос об устройстве Союзного государства, а именно: будет ли оно федерацией или конфедерацией. Пока же решено "не делать эту проблему ключевой". По заявлению А.Лукашенко после его встречи с В.Путиным в Киеве в конце января с.г., "исключаются неравноправные отношения, а интересами мы можем поступиться в том же объёме, что и Российская Федерация". Вместе с тем белорусский президент высказал намерение провести у себя в стране "массовый опрос, чтобы узнать, что же думают люди — интеллигенция, рабочий класс, крестьянство, в целом общество" по вопросу о том, надо ли Беларуси входить в состав России в целом или в качестве суверенного государства. В зависимости от результатов опроса и будет, по словам А.Лукашенко, определена та "колея, по которой надо идти, отстаивая позицию нашего народа и формируя будущее сообщество, союз".

У российской и белорусской сторон сохраняются разные подходы к вопросу о национальной валюте единого государства и статусе единого эмиссионного центра. Сейчас 60% расчётов между хозяйствующими субъектами двух стран осуществляется в долларах. Переход в расчётах на российские рубли расширит сферу их обращения и придаст им дополнительный вес. Это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей интеграции финансовых рынков обеих стран. Однако российская сторона настаивает на передаче эмиссионных функций Банку России, а белорусские представители хотели бы оформить вопрос об организации эмиссионного центра как составную часть Конституционного акта. Есть и другие, связанные с этой проблемой, вопросы. В частности, если общей валютой станет российский рубль, то тогда потребует решения вопрос о порядке обмена белорусских денег на российские.

Введение единой валюты — лишь одна сторона проблемы создания единого экономического пространства, которое предполагает снятие таможенных барьеров, унификацию законодательства, свободное движение капитала и рабочей силы и т.д. Вместе с тем и российская, и белорусская стороны убеждены в очевидных взаимных выгодах финансовой и экономической интеграции. Это подтверждается и опытом западноевропейских стран, который, кстати, может быть использован и при решении вопроса об единой валюте Союзного государства. Например, в 1921-1998 гг. существовал валютный союз Бельгии и Люксембурга, которые имели единый центральный банк, определявший размеры эмиссии и денежно-кредитную политику.

Как и в Союзном государстве России и Беларуси, Бельгия и Люксембург значительно отличались друг от друга по экономическим и ряду других показателей. В Союзном же государстве масштабы экономик России и Беларуси не приведут к значительному обесценению рубля. Кроме того, единая валюта не является непреодолимой проблемой при наличии политической воли к её решению. К этому следует добавить, что Лукашенко согласился с доводами Москвы о невозможности существования двух эмиссионных центров /где будет располагаться единый эмиссионный центр, ещё предстоит решить/, а Нацбанк Белоруссии готов привязать уже летом этого года "зайчик" к рублю. С 1 января 2005 года российский рубль станет единым платёжным средством в обоих государствах.

Несомненно, что интеграционные процессы в Союзном государстве сейчас набирают силу, несмотря на сопротивление прозападных сил. В минувшем году товарооборот между двумя странами увеличился на 5% и стал равен почти 10 млрд. долларов. Белоруссия уже занимает второе, после Германии, место среди внешнеторговых партнёров России, а Россия для Белоруссии — абсолютный лидер в этой области. Достигнуто определённое взаимопонимание и по приватизационным проблемам, которые долгое время противники интеграции двух стран использовали в качестве "камня преткновения" в российско-белорусских отношениях.

В текущем году предполагается приватизировать 315 белорусских предприятий, в том числе "Белтрансгаз", который должен быть акционирован с участием "Газпрома" и стать совместным российско-белорусским СП по транспортировке российского газа на Запад.

Залогом необратимости интеграционных процессов в отношениях России и Беларуси является взаимная договорённость президентов обеих стран о неизменности курса на создание Союзного государства. Этот курс вместе с умиротворением Чечни может стать козырной картой российской власти на предстоящих в следующем году президентских выборах.

Е.Комиссарчук, "Информационное агентство МиК"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Милонов объявил "Дом-2" прибежищем рептилоидов
СМИ: "прямая линия" с Путиным пройдет без толпы россиян
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Как Украина опозорилась со взносом в Совет Европы
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Адмирал США: Второй флот готов топить русских в Атлантике
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Ядерная зима мира: извержение Йеллоустонского супервулкана собираются спровоцировать
Atlantic Resolve: США запускает план "Барбаросса" против России
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
В МИД объяснили, почему Россия должна была продать Аляску
Житель Подмосковья устроил резню в вагоне метро
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Правительство решило взять деньги из карманов россиян
Президент Радев призвал Россию надуть Болгарию газом напрямую
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии
Венесуэла: победил не Мадуро, победил социализм
Ядерная зима мира: извержение Йеллоустонского супервулкана собираются спровоцировать
Кремль потребовал немедленного вывода западных войск из Сирии