Германская западня для СССР

28 сентября 1939 года произошло одно событие, которому историки до сих пор не могут дать однозначной оценки. В этот день 71 год назад между СССР и гитлеровской Германией был заключен "Договор о дружбе и границах", который являлся логическим завершением заключенного ранее "Пакта о ненападении".

Кстати, и подписали его те же государственные деятели — министры иностранных дел двух стран. Со стороны Германии — Йоахим фон Риббентроп, со стороны СССР — Вячеслав Михайлович Молотов.

Официальный протокол договора определял порядок совершения обмена советскими и германскими гражданами между обеими частями разделённой Польши, а также закреплял новые границы между СССР и Германией.

Однако, как было заведено в то время, в договоре имелись еще два секретных протокола. Они корректировали зоны восточноевропейских "сфер интересов". Так, Литва передавалась в сферу интересов СССР, а значительную часть территории Польши к востоку от рек Висла, Нарев и Сан отходила от Советского Союза Германии. Документ также устанавливал обязательство сторон пресекать любую "польскую агитацию", затрагивающую интересы участников договора.

Сейчас историки уделяют этому документу не так много внимания, считая его чисто формальным актом, который являлся просто некоторым дополнением к заключенному ранее "Пакту о ненападении". Однако с таким мнением согласны далеко не все ученые. Некоторые считают, что именно заключение этого договора окончательно определило дальнейший ход Второй мировой войны.

Читайте также: Пакт, расколовший "гитлеровскую ось"

Кому в первую очередь было необходимо данное соглашение? Как это ни странно, Советскому Союзу. Потому что он к 28 сентября оказался в весьма непростой ситуации, из которой сложно было найти какой-то разумный выход.

Напомним, что 1 сентября 1939 года германские войска напали на Польшу, развязав тем самым Вторую мировую войну. С самого начала СССР объявил о своем нейтралитете, однако 17 сентября подразделения Красной Армии без каких-либо помех заняли территории Западной Украины и Белоруссии, которые входили в состав Польского государства.

Фото: AP

Ситуация получалась прямо-таки абсурдная: официально СССР не воюет ни с Польшей, ни с Германией, однако его войска находятся на территории другого государства, причем явно не в качестве туристов. При этом понять, как будут развиваться события дальше, и кто против кого будет воевать, не могли даже самые искушенные политические аналитики того времени. Советскому Союзу нужно было хоть как-то обозначить свои намерения, что его руководство и сделало, предложив заключить вышеупомянутый договор.

В современном мире некоторые политики из Польши, Украины и стран Прибалтики говорят о том, что этот договор официально положил начало "советской оккупации" этих территорий. Но они совершенно упускают из вида, что к тому моменту польское правительство уже не могло контролировать территорию своего государства и фактически Польши уже не существовало.

Также забвению предается и тот факт, что многие жители из захваченных Германией польских воеводств устремились на территорию, контролируемую Красной Армией. Спрашивается, с чего бы это им вдруг идти на поклон "оккупантам"? Может быть с того, что сами они советских воинов таковыми в 1939 году не считали?

А что касается Литвы, то ей-то вообще грех жаловаться, поскольку в результате присоединения к СССР в 1940 году территория этой республики увеличилась на треть. Причем отстоять свою независимость жители прибалтийских республик не смогли бы в любом случае. Если бы их не включили в состав "советского народа", они бы превратились в подданных Германии. Причем не факт, что в полноценных, то есть имеющих привилегии "чистокровных арийцев".

Некоторые историки удивляются, почему немцы пошли на это соглашение. Ведь тогда, в 1939 году, они легко могли захватить всю польскую территорию, а также и Литву в придачу. Однако, судя по всему, это не совсем так. По воспоминаниям многих генералов Рейха, в то время германские войска только апробировали новые для себя методы ведения войны. А тренировки, как известно, лучше всего проводить на более слабом противнике. Вмешательство же сильного, каким были советские войска, было тут абсолютно ни к чему.

Такжегерманское правительство, по всей видимости, не было уверено в том, что в случае столкновения с СССР Красную Армию не поддержит большая часть польского населения. Судя по воспоминаниям фельдмаршала Эриха фон Манштейна, целые подразделения польской армии с оружием и техникой уходили в "советскую зону", чтобы капитулировать именно перед войсками СССР. Красную Армию такое положение дел только усиливало.

Так что и Германия тогда оказалась в весьма непростой ситуации. С одной стороны, существовал "Пакт о ненападении", с другой — не было никаких гарантий, что Советский Союз будет его соблюдать. Поэтому руководство Рейха и разработало комбинацию, которую, по аналогии с шахматами, можно назвать "восточным гамбитом".

Фото: AP

Стоит напомнить, что гамбитом в шахматах называется такое стратегическое решение, при котором одна из сторон жертвует фигуру ради изменения обстановки на доске в свою пользу. Подобной фигурой в данном случае явилась Западная Украина и Белоруссия, а также Литва и Бессарабия. Эту жертвенную фигуру СССР проглотил и не поморщился, не заметив при этом, что именно тогда-то ситуация и начала складываться в пользу его противника.

Заполучив официально новые территории, советское руководство стало обустраивать их в привычном для себя стиле. Появились колхозы, запреты на индивидуальное предпринимательство, атеистическая пропаганда и, конечно же, репрессии. При этом для укрепления новых границ из местного населения формировались воинские части, комплектация которых техникой и боеприпасами осуществлялась с востока СССР (на месте для производства необходимого снаряжения просто не было соответствующих предприятий).

В результате к 1941 году значительное количество жителей новых территорий СССР успело возненавидеть советскую власть и все, что с ней было связано. Поэтому, когда 22 июня началась война, из частей, укомплектованных в основном за счет местного населения, началось массовое дезертирство. Так, например, из артполка, где начали войну знакомые мне люди, по их рассказам, сбежали все ездовые. В результате все батареи оказались буквально парализованы, поскольку остальные военнослужащие части были призваны из городских жителей и не умели обращаться с лошадьми.

Бывало так, что личный состав не дезертировал, а целыми подразделениями с оружием в руках переходил на сторону противника (по рассказам очевидцев, такое особенно часто случалось в полках, в основном состоявших из жителей Прибалтики). Кроме того, отдельные вооруженные группы дезертиров, официально не переходя на сторону немцев, прятались в лесах и начинали заниматься откровенным разбоем (такое наблюдалось на Западной Украине, где ныне этих мародеров считают "борцами с советской оккупацией").

Читайте также: Российский козырь против спекуляций на Катыни

Итак, как видите, все, что произошло в 1941 году на новых западных границах СССР, было явно не случайно. Подобное если и не планировалось германским правительством в 1939 году, то, по крайней мере, предчувствовалось. Также немецкие политики, скорее всего, очень хорошо помнили высказывание Отто фон Бисмарка про то, что "русские долго запрягают, но быстро едут" и рассчитали, что новые границы противник за два года просто не успеет укрепить.

Так оно и случилось. Ни одного серьезного оборонительного сооружения за этот период на новых рубежах построено не было (при этом укрепрайоны по старой границе успели во многих местах демонтировать). Более того, к моменту нападения сюда не смогли завезти достаточное количество боеприпасов и необходимого снаряжения, а также создать все воинские части, которые планировались. В итоге 22 июня 1941 года на отдельных участках западной границы СССР войскам противника пытались противостоять танки без снарядов, самолеты без топлива, а также пехотные полки без реальных солдат (существовавшие только на бумаге).

В общем, подводя итоги, можно смело сказать, что "восточный гамбит" удался. Благодаря приобретению в 1939 году новых территорий, СССР начал Великую Отечественную войну совершенно неподготовленным. Чего, собственно говоря, германские стратеги и добивались. Отсюда можно сделать закономерный вывод: видимо, не всегда следует брать то, что просто так отдают…

Читайте все самое интересное в рубрике "Мир".

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить