Российская сторона отказала Генпрокуратуре Литвы провести допрос экс-президента СССР М.С. Горбачева

Россия спасла Горби от Литвы

Генпрокуратура Литвы получила отказ от российской стороны в проведении допроса экс-президента СССР М.С. Горбачева по делу о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе. Об этом сообщила пресс-служба этого ведомства.

Напомним, что Верховный Совет Литовской ССР 11 марта 1990 года объявил о независимости республики, однако центральные власти СССР охактеризовали это решение противоречащим общесоюзной Конституции. В январе 1991 года в Литве начались массовые акции протеста, для усмирения которых в республику перебросили дополнительные силы военных и спецподразделения КГБ. В ночь на 13 января в ходе столкновений у телецентра Вильнюса погибли 14 человек, более 600 получили ранения.

В мае 2011 года литовская Генеральная прокуратура направила России запрос об оказании правовой помощи по допросу Горбачева как свидетеля событий. По информации литовской стороны, это была седьмая по счету просьба с декабря 2010 года по содействию в расследовании январских событий 1991 года.

Генпрокуратура Литвы указывает на то, что российская сторона обусловила свой отказ, сославшись на статью 2 пункт "б" конвенции Совета Европы 1959 года "О взаимопомощи в уголовных делах" и на статью 18 договора России и Литвы "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", согласно которой помощь не предоставляют, если это может повредить "суверенитету и безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам страны, получившей заявку".

Заметим, что вопросы относительно роли бывшего президента СССР М.С. Горбачева в событиях в Вильнюсе возникали и у бывшего замгенпрокурора Советского Союза Виктора Илюхина, о чем он год назад рассказал в интервью "Правде.Ру".

Чем же обусловлена подобная реакция со стороны России? На этот вопрос нашему изданию ответили эксперты Михаил Александров и Григорий Амнуэль.

Михаил Александров, заведующий сектором Прибалтики Института стран СНГ: "Россия своим решением показывает, что не желает подыгрывать нынешней литовской кампании.

Замечу, что даже в самой Литве сейчас есть все более четкое ощущение, что по крайней мере значительная доля ответственности за пролившуюся кровь лежит не на советской стороне, а на провокаторах, которые и стреляли в собравшихся у телецентра людей. Соотвествующие публикации литовских журналистов стали достоянием широкой общественности.

Тем не менее, литовская сторона не отказалась от трактовки того, будто главная ответственность за произошедшее ложится на советскую сторону. В свое время она уже судила и пыталась судить исполнителей. Однако совершенно ясно, что они по своей собственной инициативе без приказа с самого верха действовать не могли.

А при таком раскладе можно предвидеть, какие вопросы стали бы задавать Горбачеву литовцы. Как бы он повел себя в такой ситуации? Ведь не понятно, чего еще может наговорить Горбачев, если дать добро литовцам на его допрос. Гарантий в том, что, к примеру, он не стал бы говорить о том, будто "кто-то в КГБ решил действовать автономно" от него, нет.

У власти могут быть опасения, что ввиду его нынешнего явно неодобрительного к ней отношения он может наговорить литовцам "в духе 1990-х годов", что может стать основанием для обвинения нашей страны как правопреемницы Советского Союза с последующим требованием компенсаций.

В этом, по сути, и состоит суть желаний Литвы, оказавшейся в очень сложной экономической и политической ситуации. Поправить дела за счет России было бы выходом из нее.

Что касается странного для некоторых поведения отдельных действующих лиц, то все понимают правила игры. Формально если Горбачев пожелает, он и сам может по своей воле предстать перед литовским правосудием, тем более что во всяком случае пока никто ему реальных обвинений не выдвигает и он в любом случае проходит в Литве по делу как свидетель. Но он не изъявляет особого желания".

Григорий Амнуэль, исполнительный директор международного клуба "Открытый диалог": "Действия Литвы вполне объяснимы. Для нее выяснение подробностей произошедшего — дело совести. Без этого строить демократическую страну весьма трудно. В стране идет поэтапный процесс. Она желает знать правду о том, что произошло в январе 1991 года в Вильнюсе. Ей это необходимо не только потому, что произошедшее наложилось на реальные шаги в деле воссоздания независомого демократического Литовского государства, но и потому, что родные и друзья погибших хотят знать, чьи действия стали причиной их гибели.

Я довольно хорошо лично знал безвременно ушедшего Виктора Илюхина и готов во многом с ним согласиться относительно того, что произошедшее в Вильнюсе в январе 1991 года никак не могло происходить без ведома Горбачева. Как известно, отданные силовикам приказы являются продолжением политических директив.

Тем более, надо учитывать тот факт, что Горбачев был на тот момент и верховным главнокомандующим, без распоряжения которого силовики действовать никак не могли. Особенно в такой ситуации. Почему же до сих пор документы с соответствующими подписями не стали достоянием общественности? Судя по всему, подобные распоряжения давались устно, чтобы не оставлять следов. В противном случае подписанные документы бы всплыли.

Что же касается реакции российской стороны на желание литовской генпрокуратуры допросить М.С. Горбачева как свидетеля, то тут ничего удивительного нет. Это не попытка защитить его, а стремление обезопасить самих себя в силу сложившихся представлений, что разрешение на допрос последнего советского президента может стать своего рода прецедентом.

С другой стороны, это уже стало своего рода традицией замалчивать, забывать, делать вид, что ничего не было, когда речь идет о некоторых не очень приятных моментах нашей недавней истории. Разумеется, это не лучшим образом отражается на имидже России, которая в глазах мирового сообщества предстает защитницей далеко не человеколюбивого советского режима".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *