Флот получил из США вещдок для судебного иска

На этой неделе внимание прессы привлекла история с материалами, касающимися подводной лодки К-129. Сотрудники американской дипломатической миссии передали документы Тихоокеанскому флоту во Владивостоке. Самые ретивые журналисты назвали дизель-электрическую лодку пр.629А атомным ракетоносцем, самые осмотрительные взяли в кавычки «секретность» документов. Будь бы иначе, их сейчас изучали бы аналитики ГРУ Генштаба, а не сотрудники музея Тихоокеанского флота.

Весь фокус в том, что о судьбе подлодки, бесследно исчезнувшей, как полагают, 8 марта 1968 года во время несения боевой службы в Тихом океане, ничего нового американские дипломаты не сообщили. Видеопленку процедуры похорон президенту Борису Ельцину вручил тогдашний директор ЦРУ Гейтс,  фрагменты неоднократно демонстрировали российские телеканалы, полная версия процедуры доступна в Интернете.

Как сообщают СМИ из Владивостока, переданы копии документов американской субмарины SSN-587 Halibut, которая спустя несколько месяцев после гибели К-129, благодаря новейшим по тем временам беспилотным средствам глубоководной разведки, сумела обнаружить на глубине 5500 метров останки советского ракетоносца. Было сделано около 2000 фотографий. Они оказались такого качества и выразительности, что заместитель министра обороны США Дэвид Паккард (основатель всемирно известного изготовителя персональных компьютеров Hewlett-Packard) в администрация Ричарда Никсона почти без колебаний одобрил совершенно секретный проект «Дженнифер» –достать советскую пропажу, добраться до шифровальной машинки, кодовых книг и трех ядерных боеголовок мегатонного класса.

Ни одна из этих фотографий никогда не была опубликована. Тогдашний директор ЦРУ Ричард Хелмс предусмотрительно провел «проект Джей» по разделу наивысшей степени секретности: «защита источников и методов получения информации». И тем самым на законных основаниях застраховал конкретные детали от возможных расследований на любом уровне, включая Конгресс США. До сих пор гостайной США является даже координаты гибели советской подлодки.

«Гломар Эксплорер», название судна, которое (одни верят в это, другие называют ненаучной фантастикой) извлекло с глубины, равной по метражу десяти останкинским телебашням, затонувшую лодку (или ее часть), стало нарицательным. Именно после этой истории родился знаменитый универсальный термин: госдеп США не подтверждает и не опровергает… В американской журналистике его называют «ответ «Гломар». Поэтому распространенное российскими  СМИ обещание американских дипломатов поспособствовать получению этих донных изображений выглядит, по меньше мере, странно.

Странного в этой истории вообще больше чем достаточно. Например, реакция президента Ельцина на то, что сообщил ему Гейтс. Лодка, не вернувшаяся с боевой службы, несомненно, боевая потеря, и каждый военнослужащий должен быть признан павшим смертью храбрых. Бориса Ельцина трудно упрекнуть в скупости на награды. Он не жалел регалий за оба подавленных путча, за обе кавказские войны. Почему же целых шесть лет двум флотским главнокомандующим пришлось уговаривать первого российского президента подписать именно этот наградной указ? Он был подписан в последние месяцы перед добровольной отставкой.

Подводный корабль официально не числится погибшим. Осенью 1968 года лодка была исключена из состава ВМФ без указания причин (в 80-х годах, как ни в чем не бывало, тактический номер К-129 был присвоен ракетному подводному крейсеру пр. 667А Северного флота). Международный женский день 1968-го считается датой гибели лодки условно – день и час трагедии не доказаны. 98 подводников, останков которых никто доподлинно не видел, признаны умершими без погребения на суше во внесудебном порядке. Свидетельства о смерти, выписанные ЗАГСом Петропавловска-Камчатского в сентябре 1968 года и врученные родственникам через военкоматы, не содержат ссылки на дату и номер правообразующего решения суда и, следовательно, нелегитимны.

Список личного состава, якобы утерянный в 1968 году, и чудесно восстановленный через тридцать лет, не бесспорный. Возражения Главного Управления кадров Министерства обороны РФ, юридически вполне обоснованные, подавлены волевым нажимом сверху.

Поголовное награждение экипажа орденами Мужества (посмертно) в 1998 году ничего не изменило де-юре. Пропавших без вести подводников только суд может признать погибшими при исполнении воинского долга. Но Военно-Морской флот почему-то так и не возбудил соответствующего ходатайства. Приказ о гибели корабля на боевой службе не издан до сих пор. Какие-то странные колдобины на столбовом пути к правовому государству, не правда ли?

У Советского Союза в 1973 году не просто украли подводную лодку. Американские разведчики, отдавая себе отчет, в какую деликатную сферу они вторглись, добывая чужие секреты вперемешку с человеческими костями, решили подстраховаться. По международному праву затонувший боевой корабль считается братским воинским захоронением на дне моря, потревожить которое – святотатство. Для этого и была сделана съемка – доказать в случае нужды, что с погибшими русскими обошлись по-божески. С тех пор в США утверждают (а у нас услужливо повторяют), что подводников похоронили с почестями согласно принятому в советском военно-морском флоте ритуалу. С отпеванием американским батюшкой на ломаном русском… При жизни этих парней даже скромный нательный крестик грозил военнослужащему серьезными неприятностями. Никогда в российском флоте не хоронили в железном ящике, очень похожем на контейнер для мусора.

Но дело не только в атрибутике похорон. Из шестерых три тела были опознаны американцами. Их извлекли со дна океана, туда же и опустили. Никто не удосужился сообщить об этом родственникам моряков – секретность превыше всего. Родители этих троих сибирских парней так и умерли, ничего не узнав о судьбах своих сыновей.. Помимо морального, был и материальный ущерб, семьи экипажа К-129 не получили никакой материальной поддержки государства – ни советского, ни российского.

Видеокассета, переданная американскими дипломатами, не свидетельствует об уважении прав человека. Напротив, она могла бы стать мощным свидетельством обвинения как в международном, так, думается, и в американском судебном процессе. Правопреемники этих ребят могли бы отсудить у госдепа миллионы за надругательство над памятью своих близких. Но, увы, истцов нет. Они ушли из жизни молодыми, не успев жениться, завести детей. Родители давно умерли. Из 98 орденов Мужества военкоматам за десять лет удалось вручить не более десятка – некому вручать.

Единственное, во что верится в американской интерпретации трагедии сорокалетней давности – их ВМС непричастны к гибели К-129. Этого мотива комиссия Совмина СССР в 1968 году даже не рассматривала. Но есть другой показатель. Несколько лет назад в Петербург приезжал в составе делегации американских ветеранов бывший командир «Хэлибат» Эдвард Мур, это он нашел затонувший ракетоносец на дне Тихого океана. Мур участвовал в церковной поминальной церемонии, там же он встретился с вдовами погибших офицеров. Он сказал им просто: «Я связан присягой». Для Мура, он месяц кружил на обломками, нет тайны гибели К-129. Во всем мире командиры подводных атомоходов проходят жесточайший селективный отбор, люди низких моральных качеств распознаются и отсекаются на самых ранних этапах отбора. Если бы Мур знал, что лодка погибла по вине его коллег, он не поехал бы в Россию смотреть в глаза женам погибших.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы