Если завтра – широкая коалиция…

Не исключено, что в процессе создания парламентской коалиции в Верховной Раде произошел перелом. Возможность формирования так называемой «широкой коалиции» с участием Партии регионов перешла из разряда эксцентрических спекуляций в категорию вероятных событий.

Слухи об этом сгустились настолько, а отчаянная торговля внутри оранжевой «команды единомышленников» до того всем надоела, что о переговорах между партией Виктора Януковича и пропрезидентской «Нашей Украиной» принялись рассуждать и традиционно оранжевые СМИ. Еженедельник «Зеркало недели» или Интернет-газета «Украинская правда» уже не стремятся назвать такие переговоры изменой. Наверно, иссяк революционный энтузиазм.

Впрочем, переговоры или, как говорят более острожные люди, консультации – это одно, а состоится ли оранжево-голубая коалиция – еще большой вопрос. Но поскольку широкая коалиция уже не воспринимается как нечто невероятное, а ее создание рассматривается как один из вариантов реальной политики, стоит поразмыслить, что из этого может выйти.

Будем исходить из того, что для Партии регионов, как и для президента Виктора Ющенко, важны, прежде всего, принципы, на которых базируется коалиция, и только потом встает вопрос, кто займет ключевые должности. За отправную точку для наших размышлений возьмем (как достаточно правдоподобный) вариант, преподнесенный «Украинской правдой» своим читателям. Для первого приближения в нашем анализе такой уровень достоверности вполне приемлем.

Принципы

Итак, в статье «Коалиция Ющенко -Янукович. Возможное распределение должностей» журналист «Украинской правды» особо останавливается на действительно принципиальных вопросах, относительно которых юго-восток страны (электоральное поле Партии регионов) и Галичина (база «Нашей Украины) имеют весьма отличные друг от друга позиции. 

Вопрос вступления Украины в НАТО. По данным «Украинской правды», на переговорах между Регионами и «Нашей Украиной» была предложена (кем – не уточняется) следующая формулировка: «Украина выступает за сотрудничество с НАТО, разрешается открытая агитация за и против НАТО, а вопрос вступления в организацию Североатлантического договора будет решен на референдуме». Несомненно, вполне разумный подход. Если действительно будет соблюден принцип равных возможностей как для агитации, так и для контрагитации (в чем, правда, есть сомнения), то это – способ решить проблему исключительно демократическим путем.

Участие Украины в Едином экономическом пространстве. Предполагается, что стороны могут сойтись на том, что «Украина принимает участие в ЕЭП настолько глубоко, насколько это выгодно Украине, при этом не допускается создание наднациональных органов, поскольку это означает утрату суверенитета и противоречит Конституции Украины».

В сложившейся послереволюционной ситуации, на мой взгляд, лучше так, чем откровенный саботаж Украиной не только своего участия в ЕЭП, но и всего проекта в целом. Все же трудно удержаться от ремарки… Интересно, «оранжевых» не страшит утрата суверенитета при обещанном вскорости вступлении страны в НАТО или при написанном по воде вилами вступлении Украины в Евросоюз? По-видимому, управляющие структуры этих организаций не воспринимаются в Киеве как «наднациональные». По-другому я это объяснить не могу…  

Статус русского языка. Опять же по информации «Украинской правды», окончательная формулировка в коалиционном соглашении может оказаться примерно следующей: статус украинского языка как государственного под сомнение не ставится, а русский язык развивается в соответствии с ратифицированной Украиной Европейской хартией региональных языков или языков нацменьшинств.

И подобный подход, по-моему, вполне приемлем. «Украинская идея», в том виде, в каком она сложилась, густо замешана на комплексе неполноценности. Ладно, пусть украинский будет единственным государственным, а русский – региональным языком примерно на половине Украины. В полном соответствии с Европейской хартией языков. Местные советы, кстати, этим вопросом уже вплотную занялись.

Федерализм. Партия регионов, пишет автор, предложила «Нашей Украине» заменить термин «федерализм» на «европейский регионализм» с последующей «оптимизацией территориально-административного устройства Украины». Странно все же, что для больших украинских демократов-европейцев слово «федерализм» является синонимом «сепаратизма». Что ж, вполне можно принять во внимание и эту фобию украинского президента сотоварищи и дать демократическому принципу государственного устройства другое имя взамен неправильно понимаемого первого. 

Кадры

Распределение должностей не было бы сложной проблемой, если бы в украинском обществе существовало согласие по хотя бы главным принципам внутреннего устройства государства и не вызывали сомнений внешнеполитические приоритеты. В таком случае кадровая политика была бы вопросом техническим: пригоден-непригоден, справляешься с обязанностями или провалил дело. Если же судить по опросам общественного мнения, то большая часть народа Украины хочет одного, а руководство страны делает зачастую прямо противоположное.

В вышеназванной статье из «Украинской правды» приведен возможный вариант распределения должностей. По мнению издания, кадры расставлены так, чтобы в идеале обеспечить принцип взаимного контроля. Имеется в виду, чтобы назначенцы от Партии регионов видели и понимали, что делает противная сторона, и могли вмешаться в случае принципиального несогласия. И наоборот, чтобы «оранжевые» имели возможность следить за выполнением «бело-голубыми» своих коалиционных обязательств.  Здесь, однако, сразу возникает множество вопросов.

Можно согласиться с тем, что, например, Юрий Ехануров на должности главы правительства сможет добросовестно выполнять согласованную ПР и НУ программу. Маловероятно, что Юрий Луценко в новом правительстве сохранит должность главного милиционера. На его место назначат, скорее всего, более вменяемую фигуру. Но что делать с МИДом и Министерством обороны? Нынешний министр иностранных дел (и.о.) Борис Тарасюк, его зам Антон Бутейко, министр обороны Анатолий Гриценко – все это люди особого свойства, заточенные под конкретную антироссийскую задачу. 

Революция: перезагрузка

В соответствии с украинской конституцией последним днем создания парламентского большинства является 25 июня. После этой даты президент имеет право (но не обязан) распустить Раду и назначить новые выборы в высший законодательный орган. 25 число – это воскресенье. Виктор Ющенко в одном из своих выступлений назвал крайней датой 27 июня, последний рабочий день перед национальным праздником, Днем Конституции. Действительно, какой тут праздник, когда ни тебе парламентского большинства, ни правительства, ни Конституционного суда?.. 

На Партию регионов в обмен на участие в коалиции несомненно оказывается давление. Регионалов пытаются вынудить отказаться от своей позиции по тем самым четырем вопросам, о которых говорилось выше (НАТО, ЕЭП, русский язык, федерализм), то есть, по сути, от своей предвыборной программы. Есть ли смысл Регионам уступать? Последние исследования Фонда «Демократические инициативы» показывают, что при повторных выборах «оранжевая тройка» получает чуть меньше голосов, чем на прошедших, а неоранжевая двойка (Партия регионов и компартия) чуть больше. Но этих «чуть» уже хватает, чтобы суммарный результат оранжевых и неоранжевых практически выровнялся (преимущество «тройки» над «двойкой» в 0,2% – это гораздо меньше величины погрешности).

Деминициативы ничего не говорят о Блоке Наталии Витренко, хотя его популярность за последние месяцы должна только вырасти. Для прохождения в парламент этой политической силе не хватило несколько сотых процента. Так что в случае перевыборов место «демократических сил» в новом парламенте – в конструктивной оппозиции. Надеюсь, в окружении украинского президента найдутся люди, которые смогут эту нехитрую мысль до него донести. Да и Партии регионов во время переговоров о таком раскладе забывать не стоит…

Алексей Ковалев
Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить