Перезагрузка не пошла на пользу Украине

Скоро месяц, как на Украине состоялись внеочередные парламентские выборы. Между тем, чем дальше, тем больше сбываются самые мрачные предчувствия в отношении страны «в самом центре Европы». Вопреки решительным обещаниям президента Виктора Ющенко, решившегося на незаконный роспуск Рады V созыва, и Юлии Тимошенко, спровоцировавшей украинского гаранта на этот неконституционный шаг, досрочные выборы не стабилизировали политическую ситуацию в стране, а еще больше поколебали и без того неустойчивое равновесие в незалэжной.

Рассмотрим более или менее вероятные варианты развития событий, исходя из ситуации сложившейся на сегодняшний день…

Оранжевый триумф

Предположим на несколько минут, что оранжевая коалиция не только будет создана в первый день работы Рады нового созыва, но и окажется работоспособной, в том числе сформирует эффективное правительство. Каким образом в таком случае распределятся полномочия между Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ) и блоком «Наша Украина-Народная самооборона» (НУНС)?

Представители БЮТ и НУНС, как известно, еще на прошлой неделе подписали коалиционное соглашение, в котором в числе прочего стороны застолбили «сферы влияния».

Блок Юлии Тимошенко претендует на должности первого вице-премьер-министра, вице-премьера и 9 министров в правительстве: аграрной политики, охраны окружающей среды, экономики, топлива и энергетики, угольной промышленности, труда и социальной политики, промышленной политики, транспорта и связи, финансов.

Аппетиты блока НУНС следующие – должности двух вице-премьер-министров и глав 10 министерств. А именно, НУНС планирует занять пост вице-премьера и вице-премьера по гуманитарным вопросам. Перечень желанных НУНСом министерств следующий:  регионального развития, строительства и архитектуры, внутренних дел, иностранных дел, культуры и туризма, по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, обороны, образования и науки, здравоохранения, по делам семьи, молодежи и спорта, юстиции.

Что это значит? Говоря коротко, НУНС во главе с президентом намерен полностью контролировать весь силовой блок, формировать идеологию страны и внешнюю политику государства. В том числе посредством телевидения и радио и через систему образования.

Посмотрим теперь, что интересно Блоку Юлии Тимошенко. Невооруженным глазом видно, что сфера интересов БЮТа находится там, где есть деньги: экономика, финансы, энергетика и т.д. В обмен на предоставление контроля за денежными потоками блок леди Ю даже согласился отказаться от поста главы МВД, отдав его соратникам из НУНС (предлагать кандидатуру главного милиционера будет президент Ющенко, хотя конституцией это не предусмотрено).

НУНС на своем участке, вероятнее всего, продолжит массированную украинизацию всех сфер жизни в стране и снова попытается быстренько «вступить» Украину в НАТО. БЮТ же в сфере своих интересов наверняка предпримет попытку перераспределить материальные ресурсы финансово-промышленных групп оппонентов в пользу своих бизнес-структур.

Вместе с тем, политическая пара НУНС-БЮТ получила по результатам внеочередных выборов 238 мест из 450. Для принятия решений простым большинством необходимо 226, то есть «оранжевые крылья» имеют в запасе всего 2 голоса. Но если в «коалицию демократических сил» входит Блок Литвина (20 мест), то большинство сразу становится устойчивым, а Рада, следовательно, работоспособной. Однако Блок Литвина не торопится, вероятно, предвидя другой сценарий развития событий, а именно…

Оранжевый провал

В ходе всей избирательной кампании Юлия Тимошенко демонстрировала решимость победить любой ценой. Предвыборные обещания политиков всегда несколько превышают реальные возможности, но в случае с БЮТ они совершенно оторвались от реальности. Например, агитируя за свою политическую силу, Тимошенко гарантировала уже в 2008 году перейти к комплектации вооруженных сил страны исключительно на контрактной основе, то есть отменить призыв. Кроме того, «лидерка» БЮТ гарантировала возврат вкладов сбербанка СССР в течение двух лет. В принципе, дальше можно и не продолжать…

Понятно, что вступающая в коалицию политическая сила подписывается, таким образом, и под общими обязательствами. В случае триумфа разделит успех единой команды, если же суждено случиться краху, то разделит ответственность за провал. Причин (как объективных, так и субъективных), ведущих команду оранжевых единомышленников к неминуемому провалу, множество.

Возможно, у Тимошенко и не будет тех двух лет, в течениекоторых она обещает продемонстрировать стране свои уникальные способности. До этого просто дело не дойдет, и оранжевый монолит посыплется гораздо раньше. По поводу Блока Юлии Тимошенко еще можно согласиться, что он представляет собой нечто вроде военного ордена (или харизматической секты), опирающегося на культ личности лидера. Гораздо хуже дела, в смысле сплоченности, обстоят с соратником БЮТа по оранжевому делу. НУНС, как известно, является «демократическим мегаблоком», или, говоря человеческим языком, предвыборным блоком из почти десятка партий. Публика там весьма разнородная. Ладно бы еще магаблок набрал больше политсилы леди Ю, но верх взяла она, причем с двукратным преимуществом. Чувство меры украинской Жанне д’Арк не присуще, она считает себя вправе диктовать, что все более усиливает ропот в рядах ее потенциальных соратников.  

Владимир Литвин, лидер блока своего имени – человек осторожный, опытный политик, поэтому предпочел постоять пока в сторонке и понаблюдать. Тем более что выгоды от вхождения в оранжевую коалицию весьма неопределенны (ему еще никто ничего интересного не предлагал), а потери очевидны.

Чем шире, тем устойчивее?

Тем неуклюжей на этом фоне выглядит поведение Партии регионов. Еще до выборов от лица партии был сделан ряд заявлений, что ПР, мол, не исключает сотрудничества в новом парламенте ни с одной из политических сил. В чем-то такие предвыборные заявления можно было признать адекватными. БЮТ и НУНС в то же время заявляли, что будут иметь дело только с «демократическими силами», а все прочие будут игнорировать. Регионалы же, получается, преподносили себя как общеукраинскую политическую силу, готовую ради интересов страны, работы на общее благо сотрудничать со всеми партиями, которые поддержал народ.

Но для этого Партии регионов нужно было побеждать и побеждать уверенно. Однако ПР проиграла соревнование в популизме НУНСу и БЮТу (иначе и быть не могло), а цели и лозунги, которые отличали «регионалов» от оранжевых, задвинули в самый темный угол. Теперь же, когда даже в сумме со всеми неоранжевыми политсилами (Компартия Украины и Блок Литвина) Регионы не получают большинства, призыв к созданию «широкой коалиции» в новой Раде выглядит совсем по-другому. Тем более, когда оранжевый дуэт недвусмысленно дает понять Партии регионов, что они вполне обойдутся без нее.

В целом же, сложно себе представить, на что рассчитывают однопартийцы Виктора Януковича. Да, в сумме, например, с пропрезидентским НУНСом Партия регионов составляет уверенное большинство в парламенте VI созыва (БЮТ заявил, что в этом случае он без вариантов уходит в оппозицию). Однако применимо ли в данном случае это арифметическое действие? Можно допустить, что Виктор Ющенко, как почетный глава НУНСа, меньше не любит Януковича, чем боится и ненавидит Тимошенко. Но на какую роль ПР в коалиции со своим НУНСом он готов согласиться. Максимум, на такую, какая сейчас прописана для БЮТ в коалиционном соглашении. То есть дать на откуп «регионалам» экономику, энергетику, финансы, а за собой сохранить идеологию, гуманитарный сектор, внешнюю политику, силовые структуры.

Уверен, Тимошенко согласна на такие условия без всяких оговорок. Свое она получает, а такие глупости, как статус русского языка, вопрос вступления в НАТО, присоединения к ЕЭП и прочая ерунда ее никогда не интересовали. А как быть Регионам, учитывая, что как раз эта «ерунда» - основа их политической программы? И именно благодаря этой, подозреваю, «ерунде» партию Януковича уже дважды за два года поддержали около 8 миллионов граждан Украины…

Читайте: Если завтра – широкая коалиция…

Другими словами, это ни что иное, как ситуация, которая существовала в стране при первых двух президентах Украины. Идеология, патриотическое воспитание населения и подрастающего поколения, внешняя политика – в руках национально-сознательной интеллигенции, галичан, «канадийцев». Экономика – под управлением выходцев с Юго-Востока. Возможно, Ющенко и стремится как раз именно к этому (если у него, в принципе, есть в голове какой-нибудь план). То есть создать ситуацию, когда экономикой будут управлять по очереди, к примеру, то «регионалы», то «бютовцы», а гуманитарно-идеологический и внешнеполитический руль будет намертво закреплен за настоящими патриотами из окружения нынешнего президента.  

Антикризисная коалиция. Дубль 2

В отличие от Партии регионов, Коммунистическая партия Украины демонстрирует полное спокойствие. Присутствие духа также налицо. Оно и понятно – быть в оппозиции им не в новинку, терять совершенно нечего. Одна только выгода – еще один удачный случай продемонстрировать принципиальность. Вместе с тем, подобная независимость обуславливает и большую независимость суждений руководства КПУ.

Так, еще 4 октября, почти сразу после того, как в целом стал понятен  расклад в новой Раде, лидер партии Петр Симоненко высказал следующее предположение. По его словам, Партия регионов попросту может переманить к себе часть депутатов из Блока Юлии Тимошенко, как это уже происходило в Верховной Раде прошлого созыва. Лидер коммунистов пояснил, что и минувшей весной, и сейчас законодательство Украины не запрещало и не запрещает прошедшим в парламент депутатам переходить из одной фракции в другую. Именно поэтому разгон Верховной Рады Виктором Ющенко был неконституционным, и сейчас Партии регионов ничего не помешает повторить уже опробованную тактику, уверен лидер коммунистов.

По мнению Симоненко, коалиция может быть сформирована Партией регионов, коммунистами, Блоком Литвина, а также новыми перебежчиками из Блока Юлии Тимошенко. «У Тимошенко есть нормальные люди, которые правильно смотрят на процессы. Не буду комментировать, почему они там оказались», - сказал лидер КПУ.

Да, подобный вариант с точки зрения сохранения политической и экономической стабильности является наилучшим. Правительство осталось бы практически прежним, формат парламентской коалиции изменился бы незначительно. Вот только не думаю, что этот сценарий устроил бы НУНС и БЮТ. Вся затея с досрочными выборами пошла бы прахом. Но ситуация теперь не совсем такая же, как весной-летом-2006. На этот раз Блок Юлии Тимошенко имеет более 151 голоса в одиночку, кооперация с «Нашей Украиной» для сложения мандатов им теперь не нужна.

Но и это не все. Что теперь мешает Партии регионов повторить оранжевый трюк со сложением депутатских мандатов или, еще проще, просто не принять присягу, что автоматически делает Раду VI неправомочной? Прецедент оранжевыми создан и пользоваться этим оружием теперь может кто угодно. Скорее всего, Украина вступила в продолжительный период нестабильности. Осенью 2004 украинский «компьютер» выдал серьезный системный сбой и перешел в режим постоянной перезагрузки…

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *