Молдавия отказывается от "румынских адвокатов"

Президент Молдавии Владимир Воронин провёл пресс-конференцию, которая больше походила на крик отчаяния. Кишинев зажат в тиски противоречий в виде приднестровской проблемы и возможного поглощения Молдавии Румынией. В такой ситуации Воронин критикует ГУАМ, стараясь заручиться поддержкой России в вопросе  сохранения своей страны как таковой.

Воронин начинает понимать, что выгодно Молдавии. Но уже было сделано много ошибок, за которые страна будет расплачиваться долгие годы. В ожидании парламентских выборов Воронин выступил за развитие СНГ и его сотрудничество с ЕС. Он также подверг критике ГУАМ, из которого до сих пор не вышел, и вспомнил о "румынизации" в тот момент, когда чуть ли не половина населения республики уже имеют паспорта соседней страны.

На пресс-конференции в Кишиневе Воронин дал понять, что не верит в жизнеспособность объединения ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). "Я застал ГУАМ, когда стал президентом, но до сих пор так и не понял его основное предназначение. Не думаю, что организация, которая не имеет предмета для решений, жизнеспособна. Участие Молдавии в ГУАМ крайне ограничено, потому что нет результатов ", - сказал Воронин.

"Нужно присмотреться, что дает этот ГУАМ и кому он нужен. То, что это объединение и сегодня и вчера было нежизнеспособным, - это однозначно. Сколько попыток ни делается реанимировать его, пока ничего не получается", - добавил молдавский президент.

Напомним, что организация ГУАМ была создана в 1997 году. На киевском саммите в мае 2006 года  она была преобразована в международную организацию со штаб-квартирой в украинской столице. В последнее время нынешний молдавский президент охладел к  этой идее и не приезжал на три последних саммита ГУАМ. Если Воронина переизберут, ему предстоит решать тяжелые проблемы. Если нет - его преемнику не позавидуешь.

Не позавидуешь, потому что, кроме ГУАМ, настоящей головной болью для молдавского руководства стала Румыния. Ее президент Траян Бэсеску называет Молдавию "четырехмиллионным морем румын", с которыми "мы объединимся в Европе". И Румыния сделает все, чтобы во "втором румынском государстве" была установлена лояльная к "родине-матери" власть. В любом случае, Бухарест получит в будущем молдавском парламенте своих игроков, а значит, получит возможность оказывать влияние на формирование внутренней и внешней политики Молдавии.

"В Бухаресте утверждают, что Румыния является нашим адвокатом в Брюсселе по продвижению Молдавии в Евросоюз. Но мы определенно заявили, что не нуждаемся в адвокатах и старших братьях. Мы самостоятельно пройдем путь европейской интеграции…. Хочу заметить, что накануне парламентских выборов в Молдавии очень активизировалось румынское крыло нашего политического поля. Эта карта будет активно разыгрываться на выборах", - отметил президент, говоря об активности западных соседей.

"Руководство Молдавии ратует за скорейшее заключение государственного договора с Румынией и соглашения о границе. Лишь после этого мы будем готовы к равноправному диалогу с Бухарестом, который не должен рассматривать нас в качестве младшего брата или своей провинции", - сказал Воронин.

В последние годы отношения между властями Молдавии и Румынии обострились. В 2007 году Кишинев объявил персонами нон грата двух сотрудников посольства Румынии в Молдавии, а также отозвал выданное ранее Бухаресту разрешение открыть дополнительные консульства. Одной из причин стали высказывания Бэсеску, который сообщил, что более полумиллиона молдавских граждан подали заявления на получение румынского гражданства.

Официальный Бухарест не признает существование молдавского языка, в то время как молдавский является государственным по Конституции Молдавии. В результате этих и других противоречий переговоры о заключении базового договора между двумя государствами идут уже более 15 лет. В последнее время объектом выяснения отношений между Бухарестом и Кишиневом неожиданно стало даже Приднестровье, в вопросе о статусе которого два государства ранее были едины.

Поводом послужила заявка Румынии на участие в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта. Глава МИД Румынии Кристиан Дьяконеску призвал к пересмотру существующего переговорного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), что вызвало протест украинской и приднестровской делегаций.

Шум вокруг румынских претензий на миротворчество в Приднестровском регионе оказался настолько серьезным, что Дьяконеску пришлось внести коррективы в собственное заявление. В пятницу, находясь в Кишиневе с официальным визитом, он заметил журналистам, что Бухарест не настаивает на изменении переговорного формата «5+2». Однако, как говорится, осадок остался.

Молдавия входит в число самых бедных государств Европы. Огромная часть работоспособного населения страны, в которой всего проживает около 4,5 миллионов человек, устремилась на заработки в Румынию, Россию, Италию, Португалию и некоторые другие страны. Процесс принял такие масштабы, что на днях Евросоюз выразил обеспокоенность, что Молдавия слишком зависима от денежных переводов, которые шлют из-за рубежа домой гастарбайтеры. В таких условиях заявления Воронина похожи на жест отчаяния, потому что для многих молдавских гастарбайтеров румынские паспорта – это заветные "пропуска" для работы за рубежом. Взамен президент предложить ничего не может.

Молдавское руководство даже начало заигрывать с Венгрией, чтобы надавить на румын. Это вызвало в Бухаресте страшное раздражение, если учесть, что в Румынии живёт почти 2 миллиона венгров, мечтающих от неё отделиться. 

Так или иначе, но петля на шее молдавской государственности затягивается все туже. И ГУАМ никак не сможет ее спасти. Поэтому остается взывать к России, в том числе и с помощью дистанцирования от ГУАМ.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить