Война с памятниками поможет забыть свою историю

Решение о переносе праха бакинских комиссаров на одно из городских кладбищ и реконструкции парка, ранее носившего их имя, было принято летом 2008 года. По Баку быстро распространилась информация о том, что реконструкция парка понадобилась для того, чтобы на его месте разместить элитный торговый центр с многоярусным подземным гаражом.

«Останки были захоронены на городском кладбище при участии мусульманских, христианских и иудейских религиозных деятелей и отправлении соответствующих религиозных обрядов», - отмечается в сообщении исполнительной власти города Баку.

Посол России в Азербайджане Василий Истратов считает, что вопрос эксгумации и перезахоронения 26 бакинских комиссаров затрагивает интересы потомков расстрелянных комиссаров, проживающих в настоящее время на территории России. «Помимо вопросов, касающихся исторических и прочих моментов, не надо забывать, что это вопросы и гуманитарного характера. С точки зрения элементарного соблюдения прав людей я считаю, что можно было сделать по-другому», - сказал он.

26 Бакинских комиссаров - революционные деятели Закавказья, расстреляные в годы Гражданской войны. Национальный состав  комиссаров достаточно пестрый. Семеро из них были армянами, трое – грузинами, двое - азербайджанцами. Остальные – русские, евреи, немцы. В настоящее время в Баку имеются памятники двум из 26-ти бакинских комиссаров - Мешади Азизбекову и Прокопию Джапаридзе.

В ноябре 1917 года в Баку была установлена Советская власть. 25 апреля 1918 года был сформирован Совет Народных Комиссаров Бакинской Коммуны, руководил которой армянский революционер Степан Шаумян. Совнарком Баку пытался организовать оборону города от турецких и азербайджанских (мусаватистских) войск. В августе 1918 года Баку был занят небольшими отрядами англичан, призванных для защиты города от турок.

После падения Советской власти в Баку советские отряды на шестнадцати пароходах 14 августа 1918 года отплыли в Астрахань, оставив власть в городе в руках меньшевистской "Диктатуры Центрокаспия" и Временного исполкома. 16 августа они были настигнуты военными кораблями нового Бакинского правительства и возвращены в город, где им было предъявлено обвинение "в попытке бегства без сдачи отчета о расходовании народных денег, в вывозе военного имущества и в измене".

Накануне входа в Баку турецких и азербайджанских войск подсудимых комиссаров отпустили, и те успели на последний отходивший из города пароход "Туркмен". Но из-за недостатка топлива пароход причалил не в Астрахани, а в Красноводске. Там комиссары были арестованы местными властями, среди которых преобладали эсеры. Комиссарам предъявили обвинение в сдаче Баку "контрреволюционерам". 20 сентября 1918 года 26 революционных деятелей были расстреляны на 207-ой версте Закаспийской железной дороги.

В 1920 году останки бакинских комиссаров были торжественно перезахоронены в Баку. При этом выяснилось, что под мемориальным комплексом находились останки 23 человек. Так, в захоронении не нашли останков председателя Бакинского совета народных комиссаров Степана Шаумяна. По одной версии, его останки могли быть перенесены в годы сталинских репрессий. По другой, он (в числе трех других комиссаров-армян) вообще не был расстрелян, а тайно вывезен англичанами в Индию. 

«Это одна из легенд, которая появилась во время армяно-азербайджанского конфликта. Занимавшиеся расследованием этой версии историки доказали, что она не имеет ничего общего с действительностью. Поверить в то, что похоронили не всех, невозможно: в архивах есть кинохроника похорон 26 останков. На похоронах присутствовала моя бабушка и другие родственники»,— заявила СМИ руководитель центра индийских исследований Института востоковедения РАН, внучка председателя Бакинского Совета Татьяна Шаумян.

По ее версии, если останков трех комиссаров действительно нет в общей могиле, «произойти с ними что-то могло только после 1920 года». «Сталин ненавидел деда. А в период репрессий 1937-1938 гг. тогдашний секретарь ЦК Компартии Азербайджана Багиров приезжал в Москву, требуя репрессировать нашу семью, которую пытались представить врагами азербайджанского народа. Второй период, когда с останками могло что-то произойти,— обострение армяно-азербайджанского конфликта в 80-е годы»,— считает Татьяна Шаумян...

Говоря о переносе праха бакинских комиссаров, невольно направшивается сравнение с демонтажем «Бронзового солдата» в Таллине. Конечно, политизация процесса перезахоронения в Эстонии была выше. Однако схожесть между двумя событиями есть. Они могут привести к попытке переписать историю как таковую. Если примеру Эстонии и Азербайджана последуют другие, то через поколение никто вообще не будет знать своей  подлинной истории. И если некоторые нынешние вожди считают себя вечными, то это - большая ошибка. Как они поступают с предшественниками, так и их будут выносить из мавзолеев и хоронить на отдаленных кладбищах. Подальше от людских глаз.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить