Ниязов умер в день рождения Сталина

Он написал священную книгу и мог бы без труда провозгласить монархию. Узнав о его смерти, политэмигранты начали консультации с творцами «цветных революций». Туркменбаши был диктатором, но, в то же время, обеспечивал стабильность в стране.   

После смерти Сапармурата Ниязова напрашиваются аналогии со Сталиным, который родился в этот же день календаря. Естественно, масштабы личности разные, и Туркменбаши – более мягкий вариант советского генсека.

Оба лидера сконцентрировали в своих руках необъятную власть, оба считались «отцами нации», оба оставили после себя «священные книги», на которых должны были воспитываться новые поколения.

Сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)» уже долгие десятилетия пылится на библиотечных полках, вызывая интерес только у историков. Скорее всего, такая же судьба постигнет и «божественное откровение, ниспосланное Аллахом», изложенное в книге Туркменбаши «Рухнама».

Наверно, Ниязов мог бы объявить страну наследственной монархией, а себя родоначальником новой династии. Но история не знает сослагательного наклонения, Туркменбаши этого почему-то не сделал и его сын, находящийся сейчас в ОАЭ, никем не воспринимается как наследник, да, впрочем, и сам не претендует на трон отца. Видимо, постепенное свертывание «культа личности» Туркменбаши – дело ближайшего будущего.

Вопрос, что же теперь будет с Туркменией, сейчас волнует очень многих по очень простой причине, которая именуется «туркменский газ». Кремль заинтересован в стабильности региона в связи с поставками «голубого золота».

Пока из «ответственных людей», которые могут придти к руководству на политической сцене, обозначились двое.

В соответствии с конституцией Туркмении, после смерти Сапармурата Ниязова полномочия президента до проведения новых выборов в марте 2007 года перешли к председателю парламента Овезгельды Атаеву. Но при этом сам Атаев не сможет участвовать в будущих выборах, поскольку по той же конституции «лицо, исполняющее обязанности президента не может быть предложено на должность президента».

Поэтому есть мнение, что по чисто советской традиции трон «отца всех туркмен» займет председатель похоронной комиссии Гурбангула Бердымухаммедов.

Однако влияние всех «советских обычаев» и «конституции», неоднократно переписываемой в угоду Туркменбаши, несопоставимо с огромным влиянием кланово-племенной структуры местного общества. Несомненно, что каждое из пяти основных туркменских племен постарается либо протолкнуть на опустевший трон своего представителя, либо, как минимум, серьезно улучшить свои позиции во власти.

С этой точки зрения, Сапармурат Ниязов, державший их на равном удалении от себя (надо отдать ему в этом должное), был главным стабилизирующим элементом всей государственной конструкции Туркмении. Теперь же, внезапно покинув этот мир и не оставив после себя всеми признанного преемника, Ниязов, сам того не желая, сделал государству не самый лучший подарок.

Борьба за власть обещает быть весьма острой, и Россия просто обязана сыграть в ней решающую и стабилизирующую роль. Безусловно, Москва это понимает и будет стараться упрочить свое влияние в регионе.

Ключевое звено в данной ситуации – опять-таки газ. «Газпром», по сути, является монопольным покупателем туркменского газа, поскольку других путей транспортировки, кроме как через Россию, не существует.

Сам Туркменбаши альтернативные варианты вроде строительства газопровода по дну Каспия в Азербайджан всерьез не рассматривал. А пришедшие ему на смену новые руководители страны будут остро нуждаться в деньгах, причем незамедлительно и никто, кроме «Газпрома» таких средств им не даст. Поэтому тут все козыри на руках у Кремля.

Однако есть серьезные силы, заинтересованные в ослаблении российского газового сектора, и они вполне могут пойти на дестабилизацию обстановки в Туркмении, спровоцировав межплеменные столкновения, чреватые распадом единого государства.

Туркменская политэмиграция уже лихорадочно пакует чемоданы и проводит интенсивные консультации с представителями всемирно известных фондов – творцов «цветных революций» на постсоветском пространстве. Их активность в постниязовской Туркмении может привести к огромному ущербу для российской экономики.

Даже если не рассматривать вариант гражданской войны, приход к власти прозападных кругов будет означать начало строительства обходного газопровода, о котором уже долгие годы говорят европейские экономисты и политики. Потери для российской экономики будут просто неисчислимы, не говоря уже о негативных геополитических последствиях…

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить