Россия охладила пыл русофобов Прибалтики

Из-за сноса «Бронзового солдата» и ухода части российского бизнеса рост ВВП Эстонии упал почти вдвое. Напротив, Латвия после восстановления отношений с Россией испытывает экономический бум. Россия доказала, что у неё есть существенные рычаги давления на руководство стран Прибалтики, способные умерить русофобский пыл местного руководства. 

Перед новым годом главный борец с памятником Воину-освободителю в Таллине премьер-министр Эстонии Андрус Ансип провёл пресс-конференцию, где рассказал об итогах года. В качестве достижений он назвал вступление в Шенгенскую и зону и экономические достижения. «Экономика растет, в этом году рост ВВП 6,4%. Мы снова приняли консервативный бюджет с профицитом», - сказал Ансип. Примечательно, что историю с демонтажём памятника, с идеей которой он носился целый год, премьер обошёл стороной.

Причину «забывчивости» Ансипа объяснил его главный оппонент, лидер оппозиции и мэр Таллина Эдгар Сависаар. «Сократился поток туристов, пострадали лесная и обрабатывающая промышленность, производство продуктов питания. Из-за уменьшения числа туристов потерпел урон гостиничный бизнес как в Таллине, так и во многих центрах отдыха по всей стране. Перенос Бронзового Солдата, испортивший отношения с Россией, - главная причина экономического спада в стране», - сказал Сависаар.

По словам Сависаара, потери от ухода части российского бизнеса, уменьшения транзита российского сырья и сокращения поставок эстонских товаров России после демонтажа монумента составили 363 миллионов долларов. Что касается роста ВВП, то за последние семь лет он постоянно превышал отметку в 9%. Так что похвастаться борцу за «историческую правду» здесь, на самом деле, нечем. Никаких объективных причин для спада не было, и замедление роста ВВП произошло именно в момент практически полного разрыва отношений с Россией.

В похожей ситуации полтора-два года назад была и Латвия, которую эстонская оппозиция теперь ставит Ансипу в пример. После бесконечных маршей эсэсовцев, оскорбительных для русских жителей страны высказываний экс-президента Вайры Вике-Фрейберги насчёт «водки, воблы и икры» Россия приняла ряд мер. Вслед за крылатым выражением Владимира Путина про «уши мёртвого осла» вместо Пыталовского района Псковской области Россия показала, что Латвия больше не сможет без последствий для себя восхвалять нацизм и возводить русофобию в ранг государственной политики. Как показало время, часть рычагов давления оказались действенными.

Во многом в ответ на слова и действия латвийских властей российская сторона практически перестала использовать мощности порта Вентспилс. Из-за отсутствия поступлений российской нефти порт практически встал. То же самое произошло с портами в Риге и Лиепае. Российские грузы пошли частично через новый порт Усть-Луга, а частично – через Литву, Эстонию и Финляндию. Потери для экономики Латвии оказались существенными, и сотни тысяч её граждан устремились на заработки в Западную Европу.

Видя это, руководство Латвии начало долгожданный диалог с Россией. Главным их итогом стало подписание и ратификация пограничного договора, в котором латвийская сторона отказалась от претензий на Пыталовский район. Истерические вопли националистов не помогли – Верховный суд признал, что пограничный договор соответствует конституции. После этого бывший теперь уже премьер Айгарс Калвитис не раз встречался с российскими руководителями, а новый президент Валдис Затлерс назвал выстраивание отношения с Москвой одним из своих приоритетов.

Конечно, в отношениях России и Латвии далеко до идиллии, ибо пока не решён вопрос об улучшении положении русскоязычного населения и присоединению страны к ДОВСЕ. Но начало диалога по сравнению с полным его отсутствием – уже прогресс, который отразился и на экономике Латвии. Резко пошёл вверх товарооборот с Россией, латвийские порты Латвии стали чаще использоваться для транзита российских грузов, пошёл в страну и российский бизнес. Итог – рост ВВП Латвии в 2007 году составил более 11% - выше, чем в прошлом и позапрошлом.

Не стала Эстония учиться на ошибках соседа и в политической области. Пока эстонцы не ввели 60-процентное преподавание предметов в русских школах на эстонском языке, на улицах Таллина было тихо. Латвия, где соответствующих закон начал действовать ещё в 2004 году, два года бурлила. Однако премьер Ансип решил перещеголять соседей в градусе ненависти ко всему российскому, и в результате Таллин превратился в арену таких погромов, которых в новейшей истории стран Прибалтики ещё не было.

Упорный отказ Эстонии снять претензии на Печорский район Псковской области не сулит Эстонии ничего хорошего. Как и Латвия в вопросе Пыталово, Эстония оказалась в данном вопросе в полной изоляции – «исторически подкреплённые» амбиции Таллина не находят поддержку даже в Евросоюзе, который в большинстве случаев защищает страны Прибалтики от обоснованных претензий со стороны России. Всё-таки антироссийский курс Еврокомиссии имеет свои пределы, которые она переступать не хочет.

Таким образом, последовательный курс властей Эстонии на обострение отношений России и разжигание недовольства среди собственного русскоязычного населения уже в значительной мере привёл страну в тупик. Напротив, Латвия доказала, что диалог с Россией вести можно, как бы труден он не было, и результат не замедлил сказаться. Россия же уже второй раз за последние годы продемонстрировала, что у неё всё-таки есть действенные рычаги давления на руководство прибалтийских стран, положивших русофобию в основу самого существования своих государств.

Рига показала Таллину пример, а эстонские власти и избиратели должны выбрать – начать ли им трудный диалог с Россией или ввергнуть страну в пучину экономического, а также внутри- и внешнеполитического кризисов.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить