Таллин маскирует дискриминацию широкими жестами

Рассказать, как патриоты под флагом СС мужественно боролись против «советских оккупантов». Вспомнить, что часть Ленинградской и Псковской области – исконно эстонская территория… Все это может потребоваться на экзамене для получения эстонского гражданства. Дискриминационный закон о «негражданах» никто не отменял. На этом фоне решение о выдаче паспортов трем сотням русскоговорящих жителей Эстонии – не более, чем пропагандистский жест.

Согласно постановлению кабинета министров, который возглавляет главный борец с Бронзовым солдатом Андрус Ансип, 362 русскоязычных жителя страны получили гражданство.

Речь идёт о людях, которые прошли через целую цепь унижений только потому, что их родной язык – русский. До этого они годами были «негражданами», людьми второго сорта, само существование которых полностью противоречит нормам Евросоюза.

По данным департамента миграции и гражданства, из 1,4 миллиона жителей Эстонии 125 тысяч являются лицами без гражданства и ещё 100 тысяч – граждане других стран, преимущественно России. По данным переписи 2000 года, население Эстонии делилось по признаку гражданства на четыре основные группы: граждане Эстонии (около 80% населения), граждане РФ (6,3%), граждане иных государств (0,7 %) и лица без какого-либо гражданства (12,4%).

Такой уникально высокий для западного мира процент лиц без гражданства существует только в двух странах – Эстонии и Латвии. После распада СССР в них сложилась уникальная ситуация: сотни тысяч людей, десятилетиями проживавшие (а, зачастую, и родившиеся) на их территории лишались права на гражданство. В 1991 году ещё перед распадом РСФСР и Эстония договорились о «нулевом варианте», т.е. предоставлении гражданства всем проживавшим на территории ЭССР людям. Все могли самостоятельно выбирать страну проживания.

Но в ноябре 1991 года Верховный Совет Эстонии объявил гражданами только подданных довоенной Эстонской Республики и их потомков, а спустя три месяца восстановил Закон о гражданстве 1938 года. Тем самым, право на гражданство потеряли до трети жителей Эстонии. В 1993 году был принят закон, требующий от жителей республики обязательное знание эстонского языка.

Лишённые автоматического права на гражданство тоже могли получить паспорт, но для этого им требовалось сдать экзамены по языку, географии, культуре и истории. Остальные получали корочку с надписью «негражданин» и лишались права участвовать в выборах государственных органов власти.

Требование продемонстрировать владение эстонским языком не вызывает вопросов – человека не красит, если он не знает языка, на котором говорит большинство жителей его страны.

Но совершенно другое дело, когда человека заставляют соглашаться с тем, что Россия дважды оккупировала Эстонию – в 1710 году (ещё при Петре I , когда никакой Эстонии и в помине не было) и в 1940-м, уже под «вывеской» СССР. А в курсе географии приходится рассказывать о том, что часть территорий Ленинградской и Псковской областей является «истинно эстонской».

Ещё «краше» выглядит та часть экзамена по истории, которая связана с событиями Второй мировой войны. От соискателя гражданства могут потребовать детально рассказать о том, как эстонцы под флагом 20-й дивизии СС мужественно боролись против «советских захватчиков», а их карательные рейды в Россию или уничтожение местных евреев и антифашистов были просто «перегибами». Иногда спасает то, что чиновники готовы за соответствующее вознаграждение облегчить это издевательство, но иногда госслужащие попадаются «сверхпринципиальные».

Кроме того, соискатель гражданства обязан знать Конституцию Эстонии, принести особую присягу и «быть лояльным». Если человек в советское время имел хоть какое-то отношение к КГБ, шанс получить гражданство оказывается равным нулю. Ни о каком двойном гражданстве не может быть и речи – такая возможность была упразднена в 1995 году. Но даже если человек получает гражданство, а затем оказывается, по мнению чиновников, «нелояльным», гражданства его могут лишить. Понятие «лояльности» в таком случае трактуется весьма произвольно.

Но даже если предки русского человека жили в Эстонии, и он автоматически получил гражданство, родное государство приготовило ему свои сюрпризы. Все 15 лет независимости в Эстонии происходит систематическое выдавливание русского языка. Сейчас принят закон, согласно которому 60% предметов в русских школах должны преподаваться по-эстонски (аналогичный закон есть и в Латвии). О высшем образовании по-русски или об использовании русского языка в официальных документах даже говорить не приходится. И это притом, что даже среди граждан русские составляют 20-25%. Таким образом, существует попрание элементарных языковых прав сотен тысяч людей.

Хотя эстонские законы о языке и гражданстве противоречат основополагающим документам Евросоюза, в ЕС Эстонию (как и Латвию) приняли. Документы, похожие на паспорта «неграждан», существовали разве что при режиме апартеида в Южной Африке или в оккупированной гитлеровцами в 1939-1945 гг. Чехии. Разница была в том, что до последнего момента власти Эстонии не применяли по отношению к «негражданам» грубого насилия. Но в ночь на 27 апреля 2007 года, когда снос Бронзового солдата спровоцировал стихийные выступления протеста в Таллине, этот «пробел» был восполнен.

Отметим, что в Финляндии, где шведы составляют 6% населения, шведский язык является государственным. В Словакии венгры составляют порядка 12% населения, и хотя их язык официальным не является, они могут учиться в Венгерском университете на словацкой территории. В Бельгии, где немцы составляют 1% населения, в районах их компактного проживания немецкий язык имеет статус официального. В Литве гражданство получили все люди, жившие в ней на момент обретения независимости. Список можно ещё продолжить, но данные примеры властям в Таллине явно не указ.

Предоставляя гражданство 362 русскоязычным жителям, правительство Эстонии отнюдь не собирается менять своё вопиющее законодательство. И это выглядит скорее как пропагандистская акция для Брюсселя, поскольку иногда представители Еврокомиссии всё-таки критикуют эстонских руководителей за их полунацистские законы. А теперь есть все шансы, что ЕС похвалит правительство Андруса Ансипа за этот широкий жест. Тем более, что никаких решительных мер по отношению к нарушителям собственных законов Евросоюз не применял. И применять в ближайшее время, похоже, не собирается.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *