Россия возьмет Абхазию под защиту

Москва готовится к ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Абхазией, который позволит взять её под защиту при соблюдении всех международных норм. Необходимость этого шага вытекает из обострения на грузино-абхазской границе и угрозы повторения югоосетинских событий.

К 4 ноября Россия официально возьмет под защиту Абхазию. Москва должна ратифицировать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Сухуми, которому угрожает грузинская агрессия. Зачем это нам нужно и что это даёт?

Накануне абхазский резидент Сергей Багапш заявил, что с «выводом российских войск из зоны безопасности с территории Грузии ситуация на грузино-абхазской границе резко обострилась», причем «наблюдатели от ЕС не в состоянии пресечь диверсионно-террористическую деятельность грузинской стороны и обеспечить безопасность в регионе».

В своем комментарии «Правде.Ру» депутат Государственной Думы России, член её комитета по международным делам Руслан Кондратов заявил: "Процесс ратификации договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Абхазией и Южной Осетией был запущен сразу после окончания вооруженного конфликта с Грузией, когда все депутаты Госдумы откликнулись на предложение Президента России Дмитрия Медведева поддержать новообразованные государства. В течение ближайших 10 лет Россия и новые кавказские государства согласно прописанной правовой базы будут сотрудничать в сфере безопасности, а также экономической и социальной политике. Фактически это означает взаимную работу силовых структур и спецслужб, направленную на единую цель – сохранение национальной безопасности наших стран.

Это благоприятно скажется, прежде всего, на состоянии этих республик. Задача России – не только поддержать новые республики в их независимости от Грузии, но и добиться мира в этом горячем регионе, который в период наступления новой финансовой эпохи и переосмысления политической архитектуры мира нужен всем, в том числе и Грузии. Не стоит ожидать, что грузинская сторона с восторгом воспримет ратификацию этих договоров с Абхазией и Южной Осетией. Однако главным защитникам режима Саакашвили сейчас не до Грузии. Слишком много у них своих внутренних проблем".

По его словам, после провала своей августовской авантюры, Тбилиси начал против Сухума террористическую войну. Напомним, что с конца августа по конец октября приграничные районы Абхазии захлестнула волна террора, унесшая немало жизней абхазских силовиков и еще больше мирных жителей. Особенно вызывающим было совершенное 22 октября в Гали убийство начальника армейской разведки Абхазии Эльдара Шамугия.

То, что Грузия избрала подобный способ борьбы против молодой Абхазской республики, неудивительно: показав свою неспособность подчинить её открытой агрессий, она стала действовать исподтишка.

Таким образом, по словам абхазского президента, Грузия пытается «отторгнуть Гальский район от Абхазии». В ответ на агрессивные действия Тбилиси Сергей Багапш пообещал принять адекватные меры защиты. Для координации действий силовых структур Абхазии создан оперативный штаб, который возглавили начальник Генштаба страны Анатолий Зайцев и главный абхазский «чекист» Нугзар Самсония.

В связи с новым обострением в Галльском районе руководство страны в экстренном порядке укрепляет опасные направления, перебрасывая к грузино-абхазской границе дополнительные силы.

Возникает вопрос: откуда на абхазской территории взялись грузинские боевики, ведь после победоносной «Пятидневной войны» армия Грузии оттуда бежала, бросив всё свое вооружение? Дело в том, что на еще слабо оборудованной границе немало лазеек, по которым грузинские террористы проникали в Абхазию. С другой стороны, диверсионные группы могли быть сознательно оставлены в Галльском районе перед приходом абхазов.

Не последнюю роль играет наличие в приграничных районах страны многочисленных групп мингрельского и сванского населения, раствориться среди которого грузинским диверсантам не составляет особого труда.

Ответ Абхазии на грузинские происки может быть не только оборонительным, поскольку Сергей Багапш приказал своим силовым структурам «давать адекватный ответ на все провокации грузинской стороны с применением всех имеющихся сил и средств».

Подобная ситуация создавала почву для дальнейшего обострения на абхазском направлении. Среди возможных вариантов развития событий некоторые эксперты не исключают новой попытки агрессии Грузии, на этот раз против Абхазии.

Дело в том, что рост активности грузинских спецслужб на абхазской территории объясняется также ростом оппозиционных настроений против президента Михаила Саакашвили. Если раньше оппозиция Грузии была разрозненной, с множеством мелких лидеров, неспособных составить ему серьезную конкуренцию, то теперь ситуация для него изменилась в худшую сторону: во главе его противников стала бывшая спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, способная бросить ему реальный вызов.

Разумеется, краеугольным камнем критики грузинского президента являются его внешнеполитические провалы. По словам Бурджанадзе, в результате «под полный контроль России перешли Абхазия и Южная Осетия. К территориям, контролируемым сепаратистами, прибавились Ахалгорский район и Кодори (Галльский район). Вместо 1 тысячи 500 так называемых российских миротворцев на территории Грузии находится несколько тысяч военнослужащих российской регулярной армии. Россия создает там новые военные базы».

Поэтому, чтобы оправдаться за свой предыдущий провал и ослабить давление оппозиции, Саакашвили может перенести агрессию на абхазское направление.

На фоне этого министр иностранных дел Франции, председательствующей в ЕС, Бернар Кушнер, заявил о необходимости «вывода из региона избыточных российских войск». Поэтому ратификация Россией Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Абхазией очень своевременна: после этого подобная точка зрения потеряет всякую логику, поскольку 3800 наших силовиков будут находиться там на законных основаниях, обеспеченных международным соглашением как иностранный контингент.

Это даст российской стороне возможность открыто размещать в Абхазии свои военные базы и взять под охрану её границу с Грузией, что исключит возможность повторения югоосетинских событий начала августа 2008 г. Когда там появятся российские пограничники, активность грузинских диверсантов пойдет на убыль.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить