Безличный диалог на площади Свободы

Диалог между властью и грузинской оппозицией тотально не ладится. Спустя два дня после грандиозного митинга оппозиции, едва ли не переплюнувшего  по количеству людей саму "революцию роз" президент явился народу, правда не на площадь, а сделал телевизионное обращение, которое вызвало новый протест у оппозиции.    Саакашвили ясно дал понять, что на уступки оппозиции  не пойдет,  поскольку  весной решится ряд важных вопросов -   вступление Грузии в НАТО, суверенизация Косово, а Россия получит нового лидера.  России.   Саакашвили напомнил, что прошлые выборы российского президента  сопровождались войной в Чечне, что в нынешних условиях опасно для Грузии.

Саакашвили выразил  уверенность, что  до  осенних парламентских выборов   2008 года будет урегулирован один из двух конфликтов на территории страны, намекая на Южную Осетию. Проходящую в Тбилиси акцию протеста оппозиции грузинский президент связал  с действиями "российской олигархической силы". "Есть конкретная олигархическая российская сила, которая координирует действия с конкретной страной и политическими силами,  чтобы в Грузии дестабилизировалась ситуация перед выборами в России..", - заявил президент Грузии.  Он не конкретизировал, какую силу он имеет в виду, и кто конкретно ее представляет.

Оппозиция отреагировала соответственно, объявив, что если кто и работает на Кремль, так это сам Саакашвили,   при нем  Грузия распродается в основном российским бизнесменам.    На том и разошлись. Оппозиционеры    организовали  так называемые "коридоры позора" у зданий госучреждений, то освистывая    госчиновников,  то призывая присоединиться к акции протеста.  В знак протеста пять манифестантов объявили голодовку.
 
Глава государства, в свою очередь,  отправился наводить  мосты с деятелями культуры и  шоу-бизнеса. Певица Нукри Капанадзе  предложила президенту выйти к народу и поговорить с ним, на что Михаил Саакашвили ответил, что  "подумает над этим". Ситуация в стране отметил писатель Давид Гогибедашвили, - "один из последних экзаменов, который сдает страна ".

 Хотелось бы надеяться, что последний, но… "чем дальше в лес, тем больше партизан".   Эту присказку я услышала впервые по приезду в Москву из предреволюционной Грузии.  И,  увы, она -  первое, что приходит в голову, когда  наблюдаешь  за очередным противостоянием на площади Свободы,  повидавшей за последние пятнадцать лет и митинги и пули, человеческие слезы и жертвы.  Словом, все, кроме той самой свободы.

 Офис моего знакомого снесли бульдозером, так как он не вписывался в антураж центра грузинской столицы. "Я четыре года создавал все своими руками. - возмущался Георгий, прикуривая сигарету от сигареты. Он  стал безработным.    И еще пятеро его сотрудников  остались без куска хлеба". Через несколько дней Георгий    решил уехать с женой и ребенком в Канаду. Там уж программисты точно нужны.

   - У нас отобрали здание союза писателей, не нужны теперь молодым ни писатели, ни поэты, ни академики, да и все, кому за сорок, тоже не нужны, - говорил  мне достаточно известный в Грузии поэт.

В такси   водитель   сразу перешел на русский. Сначала расхваливал Тбилиси, шашлыки и гостеприимство, а потом добавил: "Все эти испортили, те, кто там наверху!"  "Они молоды и еще может все уладиться", - постаралась возразить я. "Революция нужна новая, совсем о народе забыли. У меня дети, семья, а жить совсем невозможно!", - заводился таксист. "Если завтра революция, разве  послезавтра  лучше жить будете?", - решила остудить я  его пыл. Повисла пауза. "Нет, не думаю, но моральное удовольствие получу, если наше правительство поставят  к стенке". Мне стало страшно.

Что же случилось с молодыми революционерами, избранными народом ради его же блага? Грузинский аналитик и психолог Гага Нижарадзе так прокомментировал ситуацию: "В социальной  психологии известен феномен "группомыслия" - слаженная команда, добившаяся успехов, становится невосприимчива к критике, закрывает глаза на проблемы и не допускает мысли, что может ошибаться. Иногда это сходит с рук, иногда - нет.  Мне кажется, что команда Саакашвили также подпала под влияние "группомыслия". Накопившиеся  у страны проблемы достигли некой критической точки, что и стало поводом для волнений и взлета популярности оппозиции. Что будет дальше - не знаю, посмотрим".

Состав митингующих очень пестрый. Тут  и представители упраздненной Академии Спорта, Лилойского рынка,разогнанные торговцы с Сухого моста, и тут же -   писатели, поэты, мастера искусств, пенсионеры, врачи, студенты… Саакашвили не воспринимает их упреков и требований. Он продолжает поиск врагов,  винит во всем северного соседа.  Один из руководителей грузинского парламента  Грузии по вопросам обороны и безопасности Гиви Таргамадзе уже  заявил, что  Бадри Патаркацишвили исполняет заказ российских спецслужб и содействует осуществлению в Грузии "российского сценария". Сам Саакашвили обрушился на российских телевещателей, которые, по его мнению, тенденциозно освещают акцию протеста на площади Свободы.  "Наши митинги показывают не для грузин и не для русских, - это показывают для украинцев, узбеков, белорусов, казахов, армян, азербайджанцев, чтобы показать Грузию под негативным углом и убедить в ее неуспехе", - заявил Саакашвили.
 
 Грузинский лидер поменял и    мировому сообществу.  Комментируя инцидент с российскими миротворцами на границе Абхазии Саакашвили заявил:"Рекомендация ООН о необходимости переноса патриотического лагеря из Ганмухури - неправильная рекомендация. Напоминаю международным организациям, что термин "Кодорское Ущелье" неправильный. Эта территория называется "Верхняя Абхазия".
 
Тем временем грузинские экономисты сходятся во мнении, что если акции протеста продлятся хотя бы неделю, то это нанесет большой ущерб грузинской экономике. Вполне возможно, что на этом фоне заметно вырастет инфляция национальной валюты, которая и без того  составляет порядка 15% в год 

Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *