Евросоюз "переварит" Исландию. И ее долги?

На уходящей неделе начались переговоры об условиях вступления в Евросоюз ещё одной страны - Исландии.  Предполагается, что переговоры продлятся от 12 до 18 месяцев. Окончательное заключение по поводу того, принимать ли Исландию в ЕС, должны дать Европарламент, Еврокомиссия, а также парламенты и правительства всех нынешних стран-членов Евросоюза.

Исландия имеет с ЕС зону свободной торговли, входит в Шенгенское соглашение о свободном перемещении внутри Европы людей, капиталов, товаров и услуг. Этнически исландцы близки жителям таких стран ЕС, как Дания и Швеция. Можно назвать ещё с десяток доводов в пользу членства Исландии в Евросоюзе.

Глава исландского МИДа Оссур Скарфединссон заявил: "Наша родина - Европа, и членство Исландии в ЕС послужит нашим взаимным интересам". Впрочем, ещё недавно таких славословий по поводу европейской интеграции от представителей исландского руководства слышно не было.

Вплоть до 2009 года северяне отнюдь не спешили в Евросоюз - им это было не нужно. Ещё пару лет назад Исландия жила припеваючи - уровень доходов её населения превышал европейский. Главной отраслью экономики (как и в прежние времена) оставался лов рыбы. Но рубеже ХХ-XXI вв. Исландия превратилась в одну из крупнейших мировых офшорных зон, что приносило казне огромный доход. Государство отдало банковскую сферу в частные руки и практически её не контролировало.

Читайте: Исландский бунт: осмысленный и беспощадный

Но осенью 2008 года грянула беда. Утрата контроля за банковской сферой обернулась тем, что займы трёх крупнейших кредитных учреждений в несколько раз превысили ВВП страны. Внешний долг достиг 50 млрд евро, курс исландской кроны обвалился. Иностранные инвесторы начали уводить деньги из Исландии. Вдобавок упали мировые цены на рыбу и морепродукты. Выросла безработица.

Вслед за экономическими потрясениями наступили политические. После массовых акций протеста в начале 2009 года отправился в отставку премьер Гейр Хорде. Пришедшая ему на смену Йохана Сигурдардоттир заявила, что ситуацию может спасти только введение евро и получение помощи из специального фонда Евросоюза.

Чтобы осуществить задуманное новым исландским премьером, нужно было подать заявку на членство в ЕС. Что в июле прошлого года Исландия и сделала. Евросоюз, соблюдая бюрократические формальности, взял год на "раздумье", после чего приступил к рассмотрению исландской "челобитной брюссельскому обкому".

Фото: AP

Начавшиеся 27 июля переговоры об условиях членства Исландии в ЕС обещают быть непростыми. Например, северяне не привыкли особо оглядываться на другие страны по вопросу о количестве выловленной рыбы. Между тем в Евросоюзе для каждого государства существуют жёсткие квоты. Кроме того, в Исландии разрешён китобойный промысел, а в странах ЕС он запрещён. Так что при принятии условий Евросоюза северянам придётся наступить на горло собственной "рыбно-китовой" песне.

Ещё один вопрос - возмещение иностранцам вкладов, потерянныхврезультате краха исландской банковской системы. Исландское государство взяло долги на себя, но сумма вышла астрономическая. Эксперты подсчитали, что каждый из 320 тысяч жителей страны должен только немецким банкам 70 тысяч евро. И Германия на переговорах о вступлении Исландии в ЕС вряд ли "забудет" о этом долге.

Есть проблемы с Великобританией и Голландией. Ещё в прошлом году Альтинг (парламент) Исландии принял закон, по которому государство согласилось выплатить гражданам этих государств, пострадавших от банкротства одного из исландских интернет-банков, четыре миллиарда евро.  И тем самым вызвал гнев исландцев. Под петицией против принятия данного закона подписались 60 тысяч человек - почти каждый пятый житель страны.

Президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон закон не подписал. Оно и понятно - не может глава государства игнорировать мнение сограждан. Однако у английского и голландского правительства тоже есть обязательства перед своими вкладчиками. Диалог с такими членами ЕС, как Британия и Голландия, явно будет для северян тяжёлым. И его никак не избежать - ведь без согласия всех государств-членов Евросоюза в его ряды не берут.

В то же время сама Исландия, несмотря на тяжёлое экономическое положение, может много дать Евросоюзу. Её воды очень богаты рыбой. По прогнозам экспертов, на её шельфе существуют огромные неразведанные запасы нефти. И исландцы вполне могли бы погасить свои долги предоставлением квот на лов рыбы и добычу нефти  компаниям из этих стран. Если, конечно, те согласятся.

Есть и ещё один момент, который может заставить и исландское правительство, и Евросоюз скорректировать свою позицию относительно приёма страны в ЕС. "У меня не сложилось впечатления, что жители Исландии готовы к вступлению страны в Евросоюз. И это является проблемой", - сказал по этому поводу в начале недели государственный секретарь Франции по европейским делам Пьер Лелуш.

Действительно, опросы показывают, что от 50 до 55 процентов северян не хотят видеть Исландию в Евросоюзе. Исландцы боятся потери экономической независимости и удара по рыболовной отрасли, который вызовет введение квот на лов рыбы и морепродуктов. А вступление в ЕС должно быть одобрено на общенациональном референдуме. И при таких настроениях есть большие сомнения, что всенародное голосование даст положительный результат. 

Безусловно, шансы стать членом ЕС у Исландии есть. Возражений против подобного развития событий не высказывала ни Германия, ни Британия, ни кто-либо ещё. Страна небольшая, население в 30 раз меньше Греции или Португалии. И ЕС вполне в состоянии её "переварить". Да и вступили же в Евросоюз Болгария и Румыния, где уровень жизни на порядок ниже исландского.

Фото: AP

Другое дело, что население маленькой северной страны пока в большинстве своём не готово поступиться независимостью даже ради возможности получать в критических ситуациях деньги из фондов ЕС.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *