Финские раздумья о русских березах

Увеличение пошлины на вывоз леса может стараниями финнов превратиться для Москвы в политическую проблему. В Хельсинки грозят, в случае чего, заблокировать вступление России в ВТО. Но, что еще хуже, лесной экспорт в комбинации с мясным импортом из Польши способен стать препятствием на пути нового соглашения Россия-ЕС. Лишний повод попугать Европу русским медведем…  

Председатель российского правительства Михаил Фрадков предпринял блиц-визит в Хельсинки для обсуждения одного-единственного вопроса. Вообще-то вопросов было два – второй о хронических пробках на российско-финской таможне. Но эта тема, как дал понять журналистам финский премьер, относится к разряду дежурных: «Меры принимаются. Этот вопрос мы всегда обсуждаем и сейчас обсуждали». То есть главное – не в этом.

Возник конфликт, касающийся будущего российского лесного экспорта и связанных с ним изменений тарифов железнодорожной перевозки. В прессе атмосфера переговоров обозначена как напряженная. Финские лесопромышленники серьезно обеспокоены введением новых экспортных пошлин на круглый лес из России.

Напомним, что с первого июля нынешнего года пошлина на вывоз необработанного леса поднимается с 6 до 10 евро за кубометр. С 1 апреля 2008 года она достигнет 15 евро, а еще через год – 50 евро за куб. Эти цифры постепенно подводят финнов к порогу, за которым производство бумаги и картона из российских березок станет в стране Суоми абсолютно нерентабельным.

Это очень серьезная проблема для наших соседей. Пятая часть сырья, используемая лесопромышленной отраслью Финляндии, поставляется из России. Новые пошлины сделают закупки невозможными, заявил финский премьер-министр Матти Ванханен и заметил, что проблема будет иметь отношение к вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Сказано яснее некуда: если будем упорствовать, нам заблокируют путь в ВТО.

Сам по себе вопрос не так страшен – он не выглядит первоочередной российской проблемой, имея в виду, что помимо Финляндии, запретную карту не прочь разыграть Грузия.

К тому же, до сих пор не снято основное препятствие, приснопамятная поправка Джексона-Вэника. Давно уже нет ни проблемы еврейской эмиграции в Израиль из СССР, нет самого СССР, но нет и режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, которого нас лишили в разгар «холодной войны» американцы. Обещаний отменить этот нелепый рудимент эпохи Cold War звучало немало, но воз и поныне там – в конгрессе США.

Поэтому особенной печали финское эмбарго не вызывает, если бы не одно обстоятельство. Финны упрекают Россию в неисполнении тройственного соглашения 2004 года Россия-ЕС-ВТО. То есть мы нарушаем договоренность еще и с Евросоюзом. А это не очень хорошо, поскольку будет увязано в пакет с польской свининой и прочими препятствиями на пути к новому соглашению ЕС-Россия. Лишний повод попугать Европу непредсказуемым русским медведем, возомнившим о себе.

На этом фоне присутствует, однако, и хорошая новость: параллельно повышению пошлин на вывоз кругляка упраздняется, как таковая, пошлина на хвойные пиломатериалы, а также продукты из твердолиственных пород, в том числе и березы. То есть, рубите, пилите и вывозите – пошлина с 22 июня равна нулю. Решение об отмене пошлин принято в рамках предпринимаемых правительством России мер по развитию переработки древесины на территории страны и скорейшей модернизации основных производственных фондов предприятий. В Карелии уже подсчитали, что для отечественных производителей в республике годовая экономия на этом составит 1,7 миллиона долларов.

Но финнов эта новость никоим образом не греет. Их интересует не пиловочник, а сырье для своей бумажной индустрии – так называемый березовый «баланс», тонкоствольное дерево. Березой бог Финляндию обделил. Логика действий правительства РФ проста: стройте целлюлозно-бумажные комбинаты у нас, сырье вам достанется по ценам внутреннего российского рынка, вывозная пошлина готового продукта гарантируется щадящая.

Но это наша точка зрения, оправданная тем, что безобразия в лесопользовании зашкалили за все мыслимые пределы. «Тяжелое положение в леспроме стало притчей во языцех. Лес наряду с рыбой и фармакологической промышленностью – это три наиболее криминализированные отрасли», - заявил первый вице-премьер Сергей Иванов в Сыктывкаре на встрече с руководителями предприятий лесопромышленного комплекса республики Коми.

А на недавнем совещании в Чите глава МВД Рашид Нургалиев говорил о том, что по периметру наших границ (главным образом, разумеется, с Китаем – М.В.) оборотистые соседи развернули целую цепь лесопилок, куда валом валит браконьерский лес, вывезенный за границу посредством разного рода «серых» схем. В той же Читинской области, отметил министр, целые поселки безработных – с работой там действительно плохо – нелегально рубят лес и продают его нелегальным же лесобиржам.

Чтобы переломить ситуацию, правительство блокирует теневой экспорт, и готово обсуждать преференции с теми зарубежными инвесторами, кто готов вложиться в нашу лесную отрасль. И избавить тем самым Россию от унизительного в ХХI веке положения сырьевого придатка Европы.

Соседи усматривает в этих мерах одно только принуждение. Глядя с их финской колокольни, Россия в известном смысле – собака на сене. Точнее, на лесе. Наша страна, имеющая возможность в год изымать из природы безущербно 600 млн. куб. м. леса, не вырубает и трети того. Перенос бумажных производств на нашу территорию финны полагают слишком затратным делом. Они уже подсчитали, что помимо прямых инвестиций примерно в 1 млрд. евро, потребует немало дополнительных средств на развитие инфраструктуры – лесные дороги, железнодорожные пути и многое другое. Тем самым финны объясняют, почему Россия так мало валит своего леса – поди до него доберись! Между тем, по оценкам «Файнэншл Таймс», лесного потенциала России достаточно, чтобы обеспечить сырьем как минимум сотню новых предприятий деревопереработки. И еще останется.

Пока же в Хельсинки не договорились ни до чего. Согласились лишь на продолжение переговоров. В принципе, возможность компромисса у глав двух правительств была. Россия предлагала отложить введение пошлин до 2011 года, но это, скорее всего, только фрагмент предложения: готовы отложить, если… Нет, финны еще не созрели.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить