Что мешает ЕС отменить визы для россиян?

Шенгенский козырь в рукаве Евросоюза

Лидеры Евросоюза ведут непоследовательную политику: сначала обещают "золотые горы", а затем отказываются от своих слов. Такое, в частности, происходит с введением безвизового режима с Россией. Стороны вроде бы договорились, но ЕС пошел на попятную. Можно ли гражданам РФ надеяться, что в ближайшее время они смогут ездить в страны Евросоюза без виз?

Президент РФ Владимир Путин не понимает, почему Евросоюз не выполняет ранее подписанные с Россией договоренности по отмене виз. "Разговор по безвизовому режиму опять зашел в тупик. Это просто смешно", — сказал глава государства, выступая на встрече дискуссионного клуба "Валдай". — Мне совершенно не понятно, чем руководствуются наши коллеги".

Читайте также: Закордонные грабли: о чем не пишут в Сети

Напомним, вопрос о безвизовом режиме России и стран ЕС обговаривался не раз. В декабре 2011 года стороны решили работать в этом направлении. Россия провела огромную работу, но ЕС не спешит отменять визы. Так, на июньском саммите Евросоюз больше интересовали торговые и экономические отношения с Россией. Заметим, что на страны ЕС приходится около половины всего внешнеторгового оборота РФ. В основном наша страна продает нефть и газ, и энергетическое сотрудничество для ЕС стоит на одном из первых мест, особенно в условиях экономического кризиса. А вот решение вопроса об отмене виз затормозилось. При этом, как не раз отмечал Владимир Путин, это важно не столько с политической стороны, сколько с экономической и гуманитарной.

"Визовые" переговоры между Россией и Евросоюзом многие годы ведутся по двум направлениям. Первое — это облегчение визового режима: отмена виз для всех официальных лиц, а также упрощение выдачи виз определенным категориям граждан, в частности, студентам, научным работникам, бизнесменам. Второе — это введение полного безвизового режима для всех граждан, что позволит сформировать общее пространство от Тихого океана до Атлантики. Несмотря на активный диалог, продвижение по обоим пунктам наталкивается на препятствия.

Например, переговоры об упрощении визового режима натолкнулись на разногласия по вопросу отмены виз для официальных лиц. Российская сторона предложила отменить визовый режим для обладателей служебных паспортов и дипломатов, однако представители ЕС согласны отменить визы только для дипломатов, поскольку, по их мнению, слишком много россиян имеют служебные паспорта. Не помогли и встречные предложения Москвы снизить их количество до 15 тысяч человек.

Весьма разные подходы России и ЕС и ко второму аспекту. В конце прошлого года стороны согласовали перечень мероприятий, необходимых для полной отмены виз. Москва считает, что для этого требуется полуторагодовой срок, в то время как Брюссель категорически против разработки "дорожной карты" и считает, что этот процесс должен растянуться на долгие годы. Евросоюз, кажется, не понимает, что выгода от отмены виз будет обоюдной.

Россия и ЕС — давние стратегические партнеры. С каждым годом торговый оборот между ними увеличивается. С развитием туристических, торгово-экономических и прочих связей возрастает число соответствующих поездок — однако не так быстро, как того бы хотелось, поскольку мешает пресловутый визовый режим. В государствах Шенгенской зоны он особенно жесткий, что серьезно сдерживает свободу контактов и не дает полноценно функционировать экономикам партнеров.

Помеху можно устранить только путем отмены визового режима или хотя бы его облегчения. В отмене виз заинтересован и сам Евросоюз — это подтвердили недавно эксперты Восточного комитета экономики Германии. Они посчитали, что их граждане ежегодно теряют свыше 160 миллионов евро, которые идут на оформление российских виз. Существует надежда, что это произойдет до 2018 года, когда Россия будет проводить Чемпионат мира по футболу.

Однако визовый режим — не та проблема, которую можно решить одним росчерком пера. В частности, выдача виз — это отдельная сфера бизнеса: ведь на зачастую непростом процессе оформлении виз зарабатывают визовые центры, консульства и туристические агентства. Если визовый режим между Россией и Евросоюзом действительно упразднят, то потеряют работу десятки тысячи людей, занятых в этой сфере. Поэтому визы выгодны как государствам (из-за визового сбора — европейским странам, а России — из-за рабочих мест), так и определенному бизнесу. На днях, к примеру, открывается Визовый центр Италии в Петербурге, и совсем не для того, чтобы упростить или ускорить отмену виз, а чтобы выдавать российским гражданам больше шенгенских виз и зарабатывать на этом деньги.

Визовый бизнес сегодня очень прибыльный, однако простые россияне от него страдают. Отмена или облегчение визового режима существенно упростит жизнь россиян и сэкономит его средства. Но действия европейцев расходятся с их словами, и вряд ли в ближайшие годы стоит ожидать отмены необходимости оформлять "шенген".

При этом такое положение дел вредит и Евросоюзу. Отметим, что довольно много россиян имеют недвижимость в разных странах Европы и по разным причинам живут в них, не отбивая у местных рабочие места и не нарушая общественный порядок. Сегодня практически нет россиян, которые пользуются европейскими пособиями, зато множество наших граждан готовы привозить и тратить здесь деньги, причем немалые. Россияне, в отличие от тех же мигрантов с Ближнего Востока, не нарушают закон и не навязывают окружающим свои традиции и обычаи. Опять же, о какой трудовой миграции может идти речь, когда безработица в Европе среди молодежи достигла 50 процентов?

Получается, что истинные причины нежелания Европы отказываться от визового режима с Россией кроятся в другом. Некоторые эксперты считают, что Брюссель не желает добровольно отказываться от денег, которые приносит туризм. Пару лет назад глава МИД Польши Радослав Сикорский откровенно сказал: "Визы — это деньги". Но Европа должна понять, что безвизовый режим принесет обеим сторонам намного больше (и в финансовом плане тоже), поскольку оборот туристов на безвизовом пространстве, бесспорно, намного вырастет.

Однако, существует и ряд других причин, которые мешают реализации мечты России о безвизовом режиме с Евросоюзом. Они лежат в политической плоскости и являются более весомыми. Вопрос отмены виз — это серьезный козырь в руках ЕС, который ему невыгодно его терять. Поэтому в условиях, которые Россия должна выполнить для введения подобного режима, европейские чиновники подстелили высокую гору "соломки", чтобы можно было остановить процесс подписания в любой момент.

Читайте также: Хочу за границу, да приставы не пускают

В блоке внешнеполитических вопросов ЕС зафиксировано, что государство, претендующее на отмену визового режима с Евросоюзом, должно соблюдать права человека. Понимание того, как выглядят данные права, у Брюсселя и Москвы разное, порой диаметрально противоположное. Наши западные партнеры часто заявляют, что политическая ситуация в России вызывает у них озабоченность. Причем под "озабоченностью" зачастую скрывается желание Брюсселя повлиять на внутренние дела России и навязать ей собственную точку зрения на наши проблемы. Отказы Москвы следовать рекомендациям, озвученным в Брюсселе, воспринимаются в Европе однозначно негативно — со всеми вытекающими для визового соглашения последствиями.

Однако Европе перед тем, как давать советы, следует решить свои проблемы, которых накопилось немало. Доклад российского МИДа о нарушении прав человека в Евросоюзе не вызвал среди тамошних политиков желания разобраться в том, что происходит в их доме. По всей видимости, Брюссель и далее планирует держать официальную Москву на коротком "визовом поводке". Большинство же заявлений Евросоюза о правах человека и миграции не имеют под собой реальной почвы.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить