Успех ультраправых в центре Европы грозит взорвать континент

На выборах в Австрии ультраправые партии добились оглушительного успеха. Виной тому - вопрос об иммигрантах, составляющих свыше 15% населения страны. Теперь в Австрии могут быть приняты кардинальные решения, которые могут обернуться взрывом во всём ЕС. России от возможных изменений австрийской политики не стоит ждать ничего хорошего.

Согласно итогам голосования на выборах в парламент Австрии, Социал-демократическая партия набрала 30%, консервативная Народная партия - 26%, "зелёные" - 10%. Однако главное - то, что две ультраправые партии, которые считают неонацистскими, набрали в сумме порядка 29% (у Партии свободы - 18%, у Альянса за будущее Австрии Йорга Хайдера - 11%). А в федеральной земле Каринтия ультраправые и вовсе получили в сумме 53,5%, причём результат Альнса за будущее Австрии составил 39,5%.

Читайте: Евро-2008 обнажил острую политическую проблему .

И теперь одна из ультраправых партий вполне может войти в правящую коалицию, ибо прежняя коалиция двух крупнейших партий распалась. Если подобное произойдёт, для Европы это будет означать шок: одна из партий, которую не без оснований считают неонацистской, будет так или иначе править в благополучной стране в центре континента.

Предвыборная риторика ультраправых строилась на резких выпадах в адрес ЕС и традиционных партий. Так, лидер Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе резко критиковал социально-экономическую политику «большой коалиции» Народной партии и социал-демократов, обвиняя их в излишне тёплом отношении к иммигрантам. Он выступил за резкое ужесточение иммиграционной политики. И последнее нашло понимание в обществе – из 8 миллионов жителей Австрии примерно 1,4 миллиона составляют выходцы из других стран.

Ещё дальше пошёл прославившийся в своё время на всю Европу лидер Альянса за будущее Австрии, губернатор земли Каринтия Йорг Хайдер. Он пообещал в случае прихода к власти устроить «репатриацию» иммигрантов. Напомним, что в своё время Хайдер прославился тем, что выступал против расширения ЕС. «Попутно» он является горячим сторонником объединения Австрии с Германией, и в пылу страсти как-то назвал печально известный нацистский концлагерь в Маутхаузене «трудовым». Тем не менее, тогда многих избирателей это не остановило.

"Я выступаю против исламистского фундаментализма. А он все шире расползается по Европе. Это тревожит. Вспомните стихи премьер-министра Турции: "Минареты – наши штыки, купола – наши шлемы, мечети – наши казармы, правоверные – наши солдаты!" Это заставляет приходить к заключению, что такое не имеет ничего общего с мирной религией. Это извращенное мышление. Я уверен, что нам в Австрии нужен закон, защищающий от подобного, поэтому нам не надо больше минаретов!", - сказал Хайдер в интервью телеканалу Euronews.

Высокий результат крайне правых в Австрии – не новость. Многим ещё памятен успех в 1999 году тогда ещё единой Партии свободы во главе с Хайдером, которая тогда набрала 27% голосов. После того, как в 2000 году его партия стала частью правящей коалиции, 14 стран ЕС резко сократили сотрудничество с Австрией и ввели против неё санкции. Санкции возымели некоторое действие – процесс расширения Евросоюза удалось разморозить, а на досрочных выборах 2002 года ультраправые резко сдали свои позиции. Правда, ненадолго.

В 2005 году Партия свободы раскололась. После проигрыша на внутрипартийных выборах нынешнему лидеру одноимённой партии Штрахе Хайдер вышел из её рядов, создав Альянс за будущее Австрии. Но особых расхождений в программных установках не было. В итоге на выборах 2006 года Партия свободы набрала 11,5%, а новое детище Хайдера – более 4%. Почти 16% за ультраправых – это по меркам благополучной Западной Европы очень много.

Читайте: Чем Россия не угодила Австрии?

Вопрос иммиграции – главный возмутитель спокойствия в Австрии. Сотни тысяч турок и боснийцев, многие из которых являются ревностными мусульманами, ставят на повестку дня смену этнического облика страны. К тому же они совершают львиную долю тяжких преступлений. Стоит отметить, что к исламистам принадлежит меньшинство представителей этих диаспор, но это меньшинство очень активно. В свою очередь, десятки тысяч албанцев (преимущественно из Косово) превратили некоторые кварталы Вены в сплошной наркопритон. Исламистами они не являются, но венцам и гостям города от этого не легче.

Несколько лучше обстоят дела с сербами и, особенно, с хорватами – самой многочисленной иммигрантской общиной страны. Правда, и они вписываются в общество с трудом, часто пополняя ряды преступного мира. Особо стоит вопрос о «пендлерах» - гражданах Словакии и Венгрии, которые каждое утро ездят в соседние с родиной районы Австрии на заработки, а вечером возвращаются домой. Иногда возникает ощущение, что в Вену на заработки приплывает за 60 километров половина жителей словацкой столицы Братиславы. Всё это раздражает коренных австрийцев, привыкших к тихой и сытой жизни.

В общеевропейском контексте успех австрийских ультраправых может иметь далеко идущие последствия и вызвать цепную реакцию. Похожая ситуация сложилась в очень многих странах Западной Европы, и местные ультраправые на волне успеха своих собратьев могут легко использовать этот факт. Особую роль может сыграть и то, что представитель ультраправой партии может стать вице-канцлером, определяющим внутреннюю и внешнюю политику Австрии. И если ультраправые войдут в новую правящую коалицию, от них можно ожидать самых резких шагов.

Теперь Австрия на общеевропейском уровне может поставить вопрос о резком ужесточении порядка въезда в пределы ЕС и облегчении процедуры депортации. Какой это может вызвать взрыв в иммигрантских общинах – догадаться нетрудно. Наверняка будут «извлечены из сундука» и исторические темы – например, компенсаций выселенным из Чехии, Польши и Словении после Второй мировой войны немцам или предъявления территориальных претензий к Италии на Южный Тироль. Далее это может привести и к перекройке карты Европы – ибо ультраправые совершенно не против объединения своей страны с Германией (аншлюса).

Для России наиболее принципиальным будет то, что Австрия в скором времени может вступить в НАТО. Ультраправые являются самыми горячими сторонниками вступления в Альянс, а богатая Австрия отнюдь не будет для НАТО такой же обузой, как Прибалтика, Польша или Болгария. Присоединение к Альянсу Австрии означает полных крах послевоенного устройства Европы, поскольку австрийский нейтралитет был одним из его краеугольных камней. Как и её неприсоединение к Германии. Неприятными для России могут быть и некоторые другие установки ультраправых. Так, об облегчении визового режима можно будет на некоторое время забыть, поскольку для них Россия – азиатская страна, от которой нужно отгородиться «визовой стеной».

Не исключено, что Австрия пересмотрит и некоторые стороны энергетического сотрудничества, включая участие в газопроводе «Южный поток». "Мы должны обеспечить поставки газа и нефти с Кавказа и из Азии. Нужно положить конец зависимости от России", - сказал по этому поводу Хайдер. Учитывая нелюбовь австрийцев к атомной энергетике, могут быть приостановлены многие совместные проекты России и ЕС в этой области. И это уже не говоря о том, что австрийцы могут ещё активнее поддержать претензии бывших немецких жителей Калининградской области на возвращение собственности.

Выборы в Австрии наглядно показали, что социально-политические основы современной Европы находятся в глубочайшем кризисе. И если не принять меры, благополучный континент станет полем битвы между исламскими радикалами и местными ультраправыми. И эта нестабильность отразится и на внешней политике всего ЕС, в том числе и на российском направлении. России же в ответ придётся кардинально пересматривать свои отношения и с Австрией, и с Евросоюзом в целом. Причём пока до конца непонятно, как именно пересматривать.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы