Браун не торопится менять отношения с Россией

Новый британский премьер Браун готов отклониться от курса Блэра. В правительство возвращаются противники войны в Ираке, и эксперты ждут охлаждения отношений с Вашингтоном. Правда, сразу после назначения Браун поговорил с Бушем, а со звонком Путину торопиться не стал…  

Знаменитый императив Канта «всегда действуй так, чтобы правило твоей деятельности могло стать общим законом» к политикам не относится. Их курсы нередко меняются, причем диаметрально и неоднократно.

Никогда бы сравнительно небольшой и скудной ресурсами Британии не стать владычицей морей, если бы не мастерство лавировщиков у государственного руля. Вспомнить того же герцога Мальборо, который побывал консерватором, либералом и снова консерватором. Ленин называл Уинстона Черчилля «самым яростным ненавистником Советской России». Но затем организатор антисоветской интервенции стал инициатором антигитлеровской коалиции, потом провозвестником «холодной войны», а на закате жизни – об этом мало кто знает – проникся идеями «разрядки» и сближения с СССР.

На этом фоне дебютные шаги Гордона Брауна на посту британского премьера пока мало о чем говорят даже самим англичанам.

Одного лейбориста сменил другой, пожестче. Браун – шотландец с давним желанием облагодетельствовать малую родину вольностями от метрополии. К чему новый премьер и устремился с места в карьер – расширение прав автономии Шотландии, а заодно и Уэльса. Гордон Браун партиец аж с 12 лет. Всецело занятый построением карьеры, он поздно женился, и в свои 56 молодой отец: в 2003 году у четы Браунов родился сын.

Своего премьерства Браун терпеливо ждал 13 лет, с момента смерти в 1994 году лидера лейбористов Джона Смита. Вероятно, у него был шанс уже тогда возглавить партию, и пост главы правительства автоматически перешел бы к лидеру парламентского большинства после победы лейбористов на выборах 1997 года.

Существуют сведения о соглашениях, якобы заключенных Блэром и Брауном в этот период. Согласно одной из версий, Блэр обещал не соперничать с Брауном в борьбе за партийное руководство, но свое обещание нарушил. По другой версии, Браун сам уступил лидерство Блэру с условием, что Блэр впоследствии сделает его своим преемником.

Так или иначе, оживлением экономики на рубеже тысячелетий Британия обязана курсу «новых лейбористов», который фактически проводил в жизнь главный казначей Браун, а не премьер-министр. Особенно после 11 сентября 2001 года, когда Блэр почти полностью сконцентрировался на «войне против террора». С этого времени и до отставки Блэра экономическая политика страны целиком перешла в руки главы британского Минфина.

Внешне они соблюдали политес. Браун не раз называл премьера своим «лучшим другом в политике», но это были, так сказать, «злейшие» друзья. Самые острые разногласия между ними возникли по вопросам европейской интеграции: насколько она должна быть глубока для доброй старой Англии. Сегодня можно сказать точно: при Брауне Великобритания не вступит в зону евро, для него это равносильно утрате части суверенитета. Глава Казначейства Ее Величества слишком много сделал для устойчивости самой высококотируемой валюты мира, чтобы своими же руками уничтожить одно из главных сокровищ короны.

Показательно, что наряду с перестановками в правительстве Гордон Браун отправил в отставку баронессу Амос, спикера палаты лордов - верхней палаты британского парламента. Таким образом, новый премьер дал понять, что наступление на родовые привилегии лэндлордов будет продолжено.
 
После отставки Тони Блэра ему вослед высказано примерно поровну славословий и хулы, но серьезные аналитики расценивают его середняком – только 12 место среди двадцати глав кабинетов министров Великобритании в ХХ веке. Этот вывод еще в прошлом году сделан журналом BBC History. Лучшими премьерами признаны Маргарет Тэтчер и Клемент Эттли, а вовсе не Черчилль – сэр Уинстон только на четвертом месте по критерию «способности в течение длительного времени влиять на общество, изменяя его».

«Новое правительство с новыми приоритетами», которое Гордон Браун обещал сформировать не по принципу лояльности правящей партии, уже стало объектом критики со стороны оппозиции.

«Он сменил людей вокруг кабинета министров», - приводит ВВС мнение теневого министра финансов Джорджа Осборна. Консерваторы недовольны слишком малым числом действительно новых персоналий в составе правительства. Либерал-демократы настаивают на ответственности нового кабинета за политические итоги последнего десятилетия. «Провалы лейбористов – это и их провалы», - сказал лидер либерал-демократов Мензис Кэмпбелл и призвал Брауна не только к кадровым, но и идеологическим переменам.

Количественно замена министров действительно невелика, но по персоналиям симптоматична. Министр внутренних дел Джон Рид и министр здравоохранения Патриша Хьюитт подали в отставку сами, а главу МИДа Маргарет Беккет Браун просто уволил. Ушел вице-премьер Джон Прескотт, по общему мнению, весьма колоритная фигура – миротворец в рамках кабинета, умевший сглаживать острые углы в отношениях Блэра и Брауна. Теперь, когда Гордону Брауну никто не дышит в затылок, надобность в подобном политике-демпфере отпала сама собой.

МИД Британии возглавил Дэвид Милибэнд, который в 41 год стал самым молодым руководителем внешнеполитического ведомства за последние 30 лет. Своим преемником на посту министра финансов Браун назвал давнего союзника Алистера Дарлинга. Министром внутренних дел впервые в истории страны назначена женщина – Джеки Смит. Кажется, впервые в Британии министрами стали супруги. Эд Боллз, назначен министром по вопросам образования и детства, а его жена Иветт Купер – министром по вопросам жилья. Возможно, благодаря такому тандему в пересекающихся социальных проблемах вскоре будет найден общий язык двух ведомств.

Основной причиной отставки Тони Блэра стал провал политики в Ираке и несамостоятельность в международных вопросах, вызванная давлением США. Объективно международный опыт Гордона Брауна еще меньше, чем у предшественника. Он уже успел разочаровать обывателя намерением выполнить обязательства по участию английских военных в операциях в Ираке и Афганистане. Однако дан ясный сигнал к выходу из союзнических военных акций в будущем – пост министра юстиции занял Джек Стро. Он долго работал в правительстве Блэра, а ушел оттуда именно в знак протеста против войны в Ираке.

По мнению экспертов, с приходом нового премьера, отношения Британии и России вряд ли кардинально изменятся, а вот американо-британские отношения могут претерпеть заметное похолодание. Новый премьер-министр уже пообщался по телефону с президентом США Джорджем Бушем. По словам пресс-секретаря, разговор был «душевным и конструктивным». Браун также имел разговоры по телефону с президентом Франции, канцлером Германии и итальянским премьер-министром. Путина в числе первых собеседников Брауна не оказалось.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить