«Старая Европа» осваивает технологию цветных революций?

Вслед за Венгрией политический скандал с требованием отставки правительства разразился в Польше. В обеих странах оппозиция ориентирована, скорее, на Брюссель, чем на Вашингтон. Напрашивается предположение, что ведущие страны «старой Европы» пытаются увести с проамериканского курса новичков Евросоюза. В этом случае происходящие в регионе перемены должны устраивать и Россию.

Ещё не стихли митинги оппозиции в центре Будапешта, как крупный скандал разразился в Польше. Национальное телевидение показало некую видеозапись, главным действующим лицом которой стал руководитель аппарата правительства Польши Адам Липиньский. Он от имени правящей партии «Право и справедливость» предложил депутату от партии «Самооброна», вышедшей из правящей коалиции, перейти в правящую партию братьев Качиньских «Право и справедливость» в обмен на должность замминистра сельского хозяйства.

Господин Липиньский не подозревал, что это была журналистская провокация, а сама депутат Рената Беггер согласилась поучаствовать в данном мероприятии, чтобы как раз показать: насколько коррумпированы высокие правительственные чиновники. На это немедленно отреагировал лидер крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская платформа» Дональд Туск, который ночью собрал в Сейме экстренную пресс-конференцию. Он потребовал созвать специальное заседание парламента, объявить о роспуске парламента и назначить новые выборы.

Последние события стали продолжением правительственного кризиса, который продолжается в Польше уже два месяца. В конце июля в знак несогласия с президентом ушёл со своего поста премьер-министр Казимеж Марцинкевич, а на его место Лех Качиньский назначил своего брата-близнеца Ярослава. В минувшую пятницу в отставку был отправлен вице-премьер и лидер партии «Самооброна» Анджей Леппер, критиковавший внешнюю политику Качиньских, которая, по его мнению, больше отвечает интересам США, нежели самой Польши.

Для того, чтобы сохранить правительство Ярослава Качиньского, представителям его партии «Право и справедливость» нужно сохранить парламентское большинства. С уходом «Самооброны» сделать это стало не так уж просто, и представители правящей партии начали переманивать её депутатов в свою фракцию. Как показала показанная по телевидению запись, для избежания парламентских выборов в средствах они не очень стеснялись.

События в Польше стали уже третьим всплеском волны антиправительственных выступлений в Центральной Европе. Неделей раньше аудиозапись стала причиной волнений в Венгрии. Немного отличной была ситуация в Чехии, но и здесь весной 2005 года вспыхнул грандиозный правительственный кризис. Журналисты обнаружили, что премьер-министр Станислав Гросс приобрёл дорогую квартиру в Праге и не указал источника средств, на которые она была куплена. В результате акций протеста и закулисных догорённостей Гросс был вынужден подать в отставку. Оппозиция также требовала досрочных выборов, но тогда они не состоялись. Однако, в конечном счёте, этот скандал стоил победы его Социал-демократической партии на очередных парламентских выборах, прошедших в начале июня 2006 года.

У событий в Венгрии, Польше и Чехии, на первый взгляд, очень много различий, однако одно их связывает – личности лидеров, стоявших за народными выступлениями. И лидер венгерской оппозиционной партии «ФИДЕС» Виктор Орбан, и глава польской «Гражданской платформы» Дональд Туск, и пришедший на смену оскандалившимся социал-демократам премьер-министр Чехии и лидер Гражданско-демократической партии страны Мирослав Тополанек являются политиками, которые больше ориентированы на Евросоюз, нежели на США.

В этот же список следует добавить и премьер-министра Словакии Роберта Фицо, сменившего в результате досрочных парламентских выборовв июне этого года проамериканского Микулаша Дзуринду. Это произошло после того, как была развалена широкая правящая коалиция, в которую входили как правоцентристы во главе с Дзуриндой, так и левые силы, лидером которых является Фицо. 

Таким образом, напрашивается предположение, что используя технологии «цветных революций», ведущие страны «старой» Европы взяли курс на смену откровенно проамериканских режимов в странах-новичках Евросоюза. Первой на очереди оказалась Чехия, где сторонника войн в Югославии и Ираке Вацлава Гавела в 2003году на посту президента сменил противник этих действий и сторонник сближения с Германией и Францией Вацлав Клаус. Затем последовало несколько правительственных кризисов, которые завершились уходом проамериканской коалиции социал-демократов и христианских демократов (последние являются самой антироссийской политической силой Чехии – ред.). Им на смену пришли пусть и нежелающих ускоренной передачи суверенитета от Праги к Брюсселю, но всё же совершенно не проамериканские гражданские демократы.

Нечто подобное наблюдалось и в Словакии. Страна, которая в 1990-е гг. не шла «в ногу» со своими соседями, усилиями президента Рудольфа Шустера и премьера Микулаша Дзуринды стало совершенно проамериканской. В 2004 году Шустера сменил Иван Гашпарович, который выступил за развитие отношений не только с США и НАТО, но и с Россией и Китаем, и высказался за большую ориентацию на Брюссель. Примерно о том же сказал и сменивший в июне 2006 года во главе правительства христианского демократа Дзуринду лидер левой партии «Смер» Роберт Фицо.

В случае с Венгрией, на первый взгляд, дело обстоит иначе. В отличие от Тополанека и Фицо, лидер оппозиции Виктор Орбан выступает против развития отношений с Россией. Однако линию США на войну в Ираке поддерживал, главным образом, не он, а левые силы, представителем которых является премьер-министр Ференц Дьюрчань. Сам Орбан известен своими близкими отношениями с немецкой ХДС/ХСС и Народной партией Австрии. В ХДС/ХСС существуют разные мнения на развитие отношений США, а правящая в Австрии Народная партия постоянно критикует политику Вашингтона. Так что Орбан гораздо ближе Европе, нежели Дьюрчань.

В Польше - похожая картина. Лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск соглашается с братьями Качиньскими, что с Россией нужно говорить жёстко. Правда, он не делал заявлений, что не будет встречаться с Владимиром Путиным до тех пор, пока он не принесёт покаяний за политику России в отношении Польши. Что касается западного направления, то Туск, в отличие от Качиньских, считает, что главными партнёрами страны должны стать Берлин, Брюссель и Париж, а не Вашингтон. И Туск намного сдержаннее относится к идее разместить в Польше системы американской противоракетной обороны (ПРО), чем Лех и Ярослав Качиньские.

Страны "старой Европы" – прежде всего, Франция, Германия и Италия  – стараются превратить европейский континент в самостоятельный, независимый от Вашингтона центр силы. Их не может устраивать политика поддержки всех американских инициатив, которую проводили и, отчасти, до сих пор проводят руководители Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. В Брюсселе отнюдь не восторге, например, от идеи разместить в Центральной Европе системы ПРО.

Происходящая в регионе смена власти должна  устраивать и Россию (кроме, разве что, случая с Венгрией). Дело в том, что зависимую от наших энергоносителей Западную Европу не может устраивать политика бывших социалистических стран, из-за которой эти поставки постоянно срываются. И «старая» Европа своими руками разрушает санитарный кордон, который выстраивали вокруг России США. А заодно Париж, Берлин и Рим резко уменьшают возможности Вашингтона влиять на политику ЕС через своих сателлитов – Варшаву, Будапешт, Прагу и Братиславу.

Владимир Анохин, Вадим Трухачев

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *