Будет ли ЕС и дальше поучать Россию?

Главы МИД стран-членов Евросоюза дали согласие на начало переговоров с Россией о заключении нового базового соглашения Россия-ЕС. Но диалог будет очень тяжёлым. Вступление Украины в НАТО, энергетика, Косово, визовый режим – вот неполный список спорных вопросов. Так что пока будущее отношений России и ЕС покрыто густым туманом. Прекратит ли ЕС говорить с Россией менторским тоном?

Собравшиеся в Брюсселе главы МИД 27 стран-членов ЕС дали зелёный свет началу переговоров между Россией и ЕС о заключении нового базового соглашения о сотрудничестве и партнёрстве. Казалось бы, неприятности, связанные с выходками Польши и Литвы, удалось преодолеть. Но и теперь процесс вряд ли пойдёт гладко, как того хочется многим.

В Европе политических новичков нет. Все прекрасно понимают, что задержка переговоров между Евросоюзом и Россией несет вред обеим сторонам. Но «демократические» принципы Европы не позволяют ей игнорировать мнение членов содружества. И скрипя зубами, прислушиваются к мнению новоизбранных, которые, упиваясь своим положением, проталкивают в общество обиды, требования и претензии.

В Брюсселе уже устали от «братьев меньших», постоянно требующих от России непомерных уступок. Нужен ли Евросоюз России? В политическом плане не очень, в экономическом, безусловно. Но баррикады, которые построили Польша и Литва настолько противны обеим сторонам, что разрушать их будут в первую очередь со стороны Европы. По нескольким причинам. Первая – если польское мясо не пойдет в Россию, его придется, есть жителям европейских стран. Перспектива не из приятных. Слава Богу, проблему урегулировали.

Но с Литвой оказалось все более сложно. Заставить Россию давать ей нефть в обмен на согласие создать нормальный экономический климат, слишком дорого для Евросоюза. Обошлись обещаниями. Как и в случае с возмещением убытков выселенным когда-то в Сибирь жителям Прибалтики и «неконструктивностью» российского подхода к решению конфликтов в Грузии и Молдавии. Понимая бесперспективность своих требований, Литва согласилась на начало переговоров.

На все это Россия смотрела спокойно, и финал интриги был предсказуем. И теперь на предстоящем 26-27 июня в Ханты-Мансийске саммите Россия-Евросоюз ознаменуется началом переговоров по разработке нового базового соглашения о стратегическом партнерстве РФ-ЕС. Срок действия предыдущего соглашения между ЕС и РФ истек в декабре 2007 года, а подписание нового было отложено из-за разногласий между РФ и Польшей, заблокировавшей переговоры.

Однако теперь встаёт новый вопрос: а что будет в тексте нового соглашения? Слишком уже по-разному смотрят на многие вещи в Москве и Брюсселе. Иногда кажется, что руководство ЕС не хочет понять, что на дворе уже не 1994 год, и Россия с тех пор окрепла. Из их уст то и дело слышится менторский тон, который скорее характерен для разговора с полуколонией. Разумеется, российское руководство терпеть этого не станет. Между тем сторонам есть что обсуждать в самых разных областях.

Главный вопрос, волнующий миллионы людей по обе стороны «шенгенской стены» - визы. Хотя начало действовать соглашения об упрощении визового режима для ряда категорий лиц, оно коснулось весьма малого количества людей. Для остальных же всё может только усложниться – с переходом на биометрические паспорта и расширением «шенгенского» пространства ЕС готов ужесточить правила въезда в свои пределы для граждан третьих стран.

Затронет ли это ужесточение Россию – большой вопрос. Однако нехороший пример уже есть. Входящая в ЕС, но не входящая в «шенген» Великобритания ужесточила для россиян правила въезда после того, как Россия отказалась изменить Конституцию и выдать предпринимателя, а ныне депутата Госдумы Андрея Лугового. Кроме того, представители ЕС не раз давали понять, что визовые проблемы напрямую связаны с уровнем политический отношений. А раз так – вопросов становится ещё больше.

В экономической сфере главным вопросом остаётся энергетика. ЕС упорно навязывает России невыгодную ей энергетическую хартию и пытается строить трубопроводы в обход российской территории. Существенные препятствия возникают и в атомной области – россиян весьма неохотно допускают к строительству и переоборудованию европейских АЭС. Пока что диалог по этим вопросам идёт весьма эмоциональный, и до достижения соглашения ещё далеко.

В политической сфере разногласий никак не меньше. Одно из главных – вопрос о том, что из себя должно представлять постсоветское пространство. ЕС устранился от таких вопросов, как приём Украины и Грузии в НАТО, но отдельные его члены усиленно настаивают на этом. Неконструктивную роль европейцы играют и при урегулировании конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Они истерически реагируют на углубление Россией сотрудничества с этими территориями.

И здесь всплывает вопрос о Косово. Большинство стран ЕС признали «независимость» края, а Еврокомиссия стремится выдворить из него миссию ООН, чтобы закрепить отрыв Косово от Сербии. Кроме того, едва ли не главное условие вступление Сербии в ЕС – признание независимости края. Россия категорически против такого подхода, но евробюрократы пытаются доказать обратное – даже если косовский прецедент прямо угрожает большинству стран-членов Евросоюза.

Помимо вышеозначенных вопросов, на повестке дня стоит упорное желание США разместить ПРО на территории Польши и Чехии, а также создание американских военных баз в Болгарии и Румынии, положение русскоязычных жителей Латвии и Эстонии и восхваление там нацизма. В этих случаях руководство ЕС принимает позу страуса, пряча голову в песок, и делает вид, что не имеет к этому никакого отношения. Однако российское руководство обоснованно считает иначе.

Стоит также отметить, что диалог осложняет отсутствие единства внутри ЕС. Так, Великобритания и страны Восточной Европы – за вступление в НАТО Грузии и Украины, а Германия и Франция – пока против. Что касается Косово, то ряд стран (Греция, Кипр, Словакия, Испания и Румыния) отказываются его признать, а внутри руководства других (Чехии и Португалии) есть огромные разногласия. В целом же приходится констатировать, что крупных проблем у России нет в отношениях только с двумя странами ЕС – Грецией и Кипром.

Таким образом, Россия и Евросоюз находятся только в самом начале пути. Конечно, снятие вето со стороны Польши и Литвы внушает оптимизм. Однако круг проблем, накопившийся за последние годы, существенно осложняет выработку текста документа. Каково будет его содержание – пока остаётся только гадать. Так что будущее отношения России и ЕС покрыто густым туманом.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *