Премьером Бельгии стал противник её существования

197831.jpegВ Бельгии сегодня произошли политические перемены, способные поставить под сомнение существование самого этого государства. Премьер-министром вместо Хермана ван Ромпея, избранного президентом Евросоюза, стал Ив Летерм.

Уже во второй раз. Политик, открыто ставящий под сомнение необходимость сосуществования в одном государстве франкоязычных валлонов и говорящих на языке, близком к голландскому, фламандцев.

Ив Летерм - один из самых скандальных политиков не только в Бельгии, но и во всей Европе. Его имя стало известно в 2004 году, когда он занял пост премьер-министра Фландрии - одной из составных частей бельгийской федерации.

И, придя во власть, не постеснялся заявить, что «фламандцев и валлонов не объединяет ничего, кроме короля, сборной по футболу и пива», и потому они вполне могут существовать раздельно.

Читайте: Бельгия испугалась грозящего ей распадом "югоосетинского рикошета".

В июне 2007 года в Бельгии прошли парламентские выборы, и их итог стал шоком для многих в Европе. Партия Летерма - фламандские христианские демократы - одержала победу, набрав во Фландрии 30 процентов голосов. Второй к финишу пришли ещё более ярые националисты и противники бельгийского единства из партии «Фламандский интерес».

Поскольку во Фландрии проживает большая часть населения страны, именно её политики последние десятилетия неизменно становятся премьер-министрами. И Летерм после успеха решил превратиться из фламандского премьера в главу правительства всей Бельгии.

Но ее закон требует, чтобы фламандские политики вступали в коалицию с партиями, представляющими франкоязычную часть страны. Однако валлоны категорически отказывались работать с сепаратистом Летермом.

Страну поразил небывалый политический кризис - с июня 2007 по март 2008 г. она жила без правительства. Наконец, валлонские политики сдались, и Летерм впервые возглавил кабинет министров Бельгии.

В полной мере он показал себя после войны в Южной Осетии. Первым в Западной Европе открыто заявив, что войну развязала именно Грузия. Летерм оказался и одним из первых европейских политиков, кто после этой войны, осенью 2008 года, нанёс визит в Москву.

Кроме того, он очень активно выступал против предоставления Украине и Грузии Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО, чем навлёк на себя немалый огонь критики и на родине, и в других странах ЕС.

Впрочем, причиной отставки Летерма, последовавшей в декабре прошлого года, стала не его относительно пророссийская позиция по событиям на Кавказе, и даже не сепаратизм.

Кассационный суд Бельгии вынес решение о том, что правительство страны оказывало давление на судей, которые вели дело о продаже иностранным инвесторам финансовой компании Fortis. После вспыхнувшего скандала Летерм вынужден был оставить свой пост.

Но крест на политической карьере ставить было рано. В июле этого года Летерм вошёл в правительство Хермана ван Ромпея, став министром иностранных дел. И, как оказалось, эта должность была трамплином для возвращения в премьерское кресло.

Для России это возвращение - новость приятная. Хотя отношения с Бельгией все последние годы были весьма неплохими, именно Летерм заслужил репутацию наиболее удобного в этой стране партнёра РФ.

И есть надежда, что он будет активно противодействовать тем, кто тормозит ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток», способствовать скорейшему заключению нового базового договора Россия-ЕС и, возможно, облегчению визового режима.

А вот для Бельгии, да и для Евросоюза Летерм - источник тревоги. Дело в том, что он выступает за большую экономическую самостоятельность Фландрии и Валлонии.

Это означает, что имеющая более передовую экономику Фландрия будет отчислять меньше денег в бюджет Бельгии - к резкому недовольству дотационной Валлонии. А в противном случае недовольными останутся фламандцы, которые станут обвинить премьера в нарушении прежних обещаний.

Кстати, именно нежелание «кормить» Валлонию является главным аргументом фламандских сепаратистов, выступающих за отделение от Бельгии.

Читайте: Мировой кризис грозит страшным ударом по столице ЕС и НАТО.

Так что вопрос о целостности государства при премьерстве Летерма наверняка встанет в повестку дня. И превратится в головную боль для всего Евросоюза - ведь именно в Бельгии располагаются штаб-квартиры Еврокомиссии и Европарламента.

Действительно ли Бельгии угрожает распад? С этим вопросом «Правда.Ру» обратилась к эксперту Института Европы РАН Сергею Фёдорову.

- Опасения за судьбу страны в Бельгии, да и в других странах Европы в самом деле есть. И при Летерме существующий антагонизм между фламандцами и валлонами может только усилиться.

Эти два народа имеют разные культуры, разные уровни экономического развития. А репутация у премьера такова, что вряд ли следует надеяться на преодоление подобных противоречий.

Правда, если отталкиваться от слов Летерма, что бельгийцев объединяют король, пиво и футбол, можно вспомнить и ещё одно объединяющее начало. Это - Евросоюз, штаб-квартира которого находится в Брюсселе. И ЕС приложит все усилия, чтобы Бельгия не распалась. Думается, что бельгийские политики прислушаются к голосу объединённой Европы.

Кроме того, логика событий в ряде стран континента подсказывает, что откровенно сепаратистские партии и скандальные личности у власти надолго не задерживаются. Или же постепенно отходят от своих острых программных установок. Так что, несмотря на серьёзные проблемы, Бельгия, скорее всего, сохранится как единое государство.

Вадим Трухачев

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить