На саммите ЕС в Брюсселе не было решено ни одного вопроса

Саммит ЕС прошел - проблемы остались

Сложная ситуация в Евросоюзе усугубляется тем, что у лидеров его стран нет единого плана выхода из кризиса: они вроде бы пытаются договариваться, но результаты этих переговоров пока что не впечатляют. Вот и последний саммит ЕС ничего ощутимого не дал. Конкретики не прозвучало ни о европейском банковском союзе, ни о судьбах Греции и Испании.

Серьезного прорыва на антикризисном саммите ЕС в Брюсселе, на который все рассчитывали, не произошло. Лидеры стран-членов Евросоюза опять пообещали решить все проблемы, однако конкретных результатов достигнуть не смогли. Европейские "левые", которыми руководит французский президент Франсуа Олланд, продолжают активно сопротивляться попыткам Берлина навязать еврозоне всеобщие принципы бюджетной дисциплины.

Очередная попытка главы ФРГ Ангелы Меркель заставить Европу жить по немецким правилам закончилась безрезультатно. Европейским правым не удалось сделать бюджеты всех стран подконтрольными Еврокомиссии, однако нельзя сказать, что Меркель проиграла этот раунд политической борьбы — заставить Германию заплатить по счетам других европейских государств тоже не удалось.

Читайте также: В разгар кризиса ЕС думает о расширении

Формально главной темой брюссельской встречи был общеевропейский механизм банковского регулирования, но даже в этом, казалось бы, простом вопросе, высокие договаривающиеся стороны так и не определились. Ситуация, сложившаяся после саммита, чем-то напоминает водевиль: невозможно понять, присутствовали ли Олланд и Меркель на одном саммите или на разных. Олланд прокомментировал ход саммита так: "Темой саммита был банковский союз, а не бюджетный, и единственное решение саммита — создание до конца года банковского союза ". А Меркель говорит о других результатах саммита: "Европейский Центральный Банк займется практическим регулированием банковского сектора в 2013 году". Какой напрашивается вывод из этих противоречивых заявлений? Среди лидеров Евросоюза нет консенсуса не только по антикризисным шагам , но и по тому, что говорить журналистам.

Де-факто просматривается один-единственный результат саммита: в декабре пройдет очередная встреча на высшем уровне, на котором снова будут пробовать решать все нерешенные вопросы.

Словом, ситуация такова: Евросоюз трещит по швам, а политики никак не договорятся о базовых принципах спасения экономики Европы. Прошедший саммит заставляет усомниться в том, что объединенная Европа способна остаться единой перед лицом экономического кризиса.

На саммите приняли решение о создании определенной системы банковского надзора. По словам Жозе Мануэля Баррозу, главы Европейской комиссии, систему банковского надзора разработают к январю 2013 года, а в 2014 году все 6 тысяч банков Еврозоны перейдут под надзор ЕЦБ. Тогда антикризисный фонд ESM получит право напрямую кредитовать банки, минуя решения национальных правительств, которые сейчас являются посредниками. Сроки могли быть меньше, но, по словам Ангелы Меркель, в создании системы банковского надзора важна не скорость, а качество. Вместе с тем, инвесторы явно ожидали большего — на рынках всю неделю циркулировали слухи о вероятности заключения бюджетного союза в Еврозоне, а также создания единого Минфина.

Многие ведущие эксперты считают, что европейская система банковского надзора не будет эффективной и действенной, поскольку она создается на шатком юридическом фундаменте против воли европейских граждан. Новый мегарегулятор Европы станет заложником собственного полузаконного статуса, банков, европейских политиков и стран-должников.

Главная цель создания банковского союза — это разорвать порочную связь банковских проблем и суверенных долгов. Сегодня, получая от ЕС помощь для собственной банковской системы, государство только увеличивает свой госдолг. Для стран вроде Португалии или Испании это не лекарство, а сущий яд.

Так, в Ирландии проблемы банков привели к необходимости увеличивать их капитал. У правительства денег на это не было, поэтому оно обратилось за помощью к ЕС. Теперь Ирландии приходится соблюдать программу реформ и экономии. А вот Испании обещали дать деньги непосредственно через антикризисный фонд ESM, чтобы не увеличивать госдолг. Однако это невозможно, пока не создан единый банковский регулятор."Прямая капитализация банков может осуществляться лишь тогда, когда заработает система банковского надзора, одобренная Еврогруппой, — уточняет испанский премьер Мариано Рахой. — Я не знаю, когда это произойдет".

Предложение о создании единого банковского союза вызывало много споров. Германия хотела, чтобы этот регулятор контролировал лишь самые важные для финансовой системы Евросоюза банки. Великобритания и Швеция тоже были против, но уже по другим причинам: они не хотят передавать ЕЦБ контроль над своими банками, поскольку они от него никак не зависят.

Читайте также: Еврокомиссия и уничтожение Европы

Кроме того, Еврокомиссия выбрала абсолютно провальный способ создания этого банковского регулятора, поскольку у нее нет полномочий изменять функции ЕЦБ. Последствия могут быть печальными. Этот регулятор не решает многих важных проблем банковского сектора. Он не создает единой системы борьбы с кризисными явлениями. Без этой системы непонятно, как ЕЦБ собирается взаимодействовать с местными властями. С его помощью не появится единая система гарантий по депозитам, необходимая, чтобыостановить отток средств из периферийных стран в страны центра. В ЕЦБ также возможны конфликты интересов, и банку сложно будет проводить независимую денежную политику. Существует опасность, что действия ЕЦБ ударят по отдельным банкам. В результате парламенты, правительства и суды получат рычаг для контроля регулятора.

Европа вроде бы и пытается перейти к крепкой федеральной модели и побороть свои слабости, выявленные еврокризисом. Однако при этом выбирает различные обходные маневры, чтобы только не спрашивать мнения своих граждан. Системные проблемы, судя по всему, преодолеть будет непросто. Сложно предсказывать светлое будущее той структуре, которая создается на слабой юридической базе. Поэтому очень болезненно на итоги саммита ЕС отреагировал именно банковский сектор. Подешевели акции всех крупных европейских банков.

Итоги саммита разочаровали и тех, кто ожидал от него конкретных решений в отношении Испании и Греции. А ситуация в этих странах довольно сложная. Балеарские острова и Астурия стали седьмой и восьмой испанскими автономиями, которые запросили финансовую помощь у правительства. Все были уверены, что на саммите примут решение о выделении денег Греции, но решение отложили. Постоянные переносы, по всей видимости, или связаны с выборами США, или же страны ждут, когда у греков закончатся деньги и они станут более сговорчивыми.

Многие аналитики все равно считают, что Греция откажется от евро, только случится это не в следующем, а в 2014 году. Они обращают внимание на то, что это невозможно предотвратить: новые транши помощи способны только отсрочить, но не отменить это трудное решение. Долги Греции растут, политическая ситуация нестабильна, цена сохранения места в валютном союзе с каждым днем становится все выше.

Читайте также: Нобелевская премия мира у ЕС: бывало и хуже

CitiGroup летом этого года выпустил самый пессимистичный прогноз по экономике Европы: с вероятностью 90 процентов Греция выйдет из Еврозоны, причем уже в начале 2013 года. Эксперты банка пересмотрели прогноз, снизив вероятность Греции покинуть Еврозону в ближайший год до 60 процентов. Но они уверены, что Греция не сможет остаться в валютном союзе навсегда. Греции приходится экономить, сохраняется дефицит бюджета, переговоры с кредиторами проходят трудно. Если страна лишится поддержки МВФ и ESM, то потеряет доступ к ликвидности ЕЦБ. В результате у Греции не будет ни денег, ни возможности их получить. Придется отказываться от евро и начинать печатать национальную валюту для покрытия собственных расходов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев убежден, что страны ЕС смогут преодолеть кризис в Еврозоне. Он прокомментировал итоги саммита следующим образом: Европу можно будет спасти при наличии политической воли стран ЕС и других государств. Однако ее-то и не видно.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить