Почему президент Чехии отказывается от Лиссабонского договора?

Лиссабонский договор, призванный заменить собой Конституцию ЕС, никак не может вступить в силу из-за отказа подписать его президентом Чехии Вацлавом Клаусом. Возможно, он не хочет делать этого из желания обезопасить свою страну от «историко-имущественных спекуляций».

В последние дни в ряде чешских СМИ прошла информация, что Клаус требует внести в Лиссабонский договор пункт, закрепляющий послевоенное имущественно-правовое устройство Европы.

Президент добивается, чтобы выселенные из Чехословакии в 1945-1946 гг. немцы не смогли добиться его пересмотра, вменить Чехии иски за потерю имущества, а то и поставить вопрос о передаче части чешской территории Германии и Австрии.

Читайте: История предательства: Чехию сдали без боя .

История вопроса восходит к 1945-1946 гг. Тогда президент Чехословакии Эдвард Бенеш при согласии СССР, США и Великобритании издал серию декретов, на основании которых более трёх миллионов этнических немцев (составлявших до войны четверть населения Чехословакии и почти треть – Чехии) были выселены в Германию и Австрию.

Основанием для этого послужило активное участие судетских немцев (Судеты – название гор в северной Чехии) в уничтожении Чехословацкого государства в 1938-1939 гг.

Сначала осенью 1938 г. к Третьему рейху отошли районы с преимущественно немецким населением, а затем, в марте 1939 г., нацисты оккупировали оставшуюся часть Чехии, а в Словакии образовали контролируемое Берлином «независимое» государство.

Судетские немцы приветствовали приход гитлеровцев. В годы нацистской оккупации Чехии (1939-1945 гг.) многие из них были замешаны в военных преступлениях против чехов.

При этом в декретах (впоследствии их стали называть «декреты Бенеша») нигде не сказано, что речь идёт о выселении этнических немцев. Там говорится о выселении людей, имевших германское гражданство. Всё дело в том, что в годы нацистской оккупации почти все судетские немцы, в отличие от чехов, получили паспорта граждан Третьего рейха.

Изгнание немцев проводилось жестоко. Их часто били, а порой и убивали. Иногда гнали пешком, иногда – везли в поездах и выбрасывали в чистом поле на территории Германии и Австрии.

Но формально речь шла о выселении и конфискации имущества граждан государства-агрессора. И декреты стали составной частью правовых актов, подводивших черту под Второй мировой войной.

Но вышеозначенные законы противоречили принятым позднее нормам международного права. На это обратили внимание ещё в начале 50-х гг. землячества судетских немцев Германии и Австрии, требовавшие от социалистической тогда Чехословакии возместить им ущерб за утраченное имущество. Данные требования не сняты ими до сих пор.

До середины 1970-х гг. позицию землячеств поддерживали власти ФРГ и Австрии. Мало того – руководители немецкоязычных стран отказывались признать границы Чехословакии (прежде всего, ту часть, что приходилась на Чехию).

Читайте: Уроки истории: Как Запад забыл о величайшем позоре своей дипломатии .

Но под давлением СССР, а также Франции и Великобритании западногерманские и австрийские власти на официальном уровне отказались от территориальных и имущественных претензий.

Когда в конце 1980-х гг. в Чехословакии рухнул социализм (1 января 1993 г. она распалась) и Чехия взяла курс на вхождение в ЕС, активизировались судетско-немецкие землячества.

Они требовали выставить в качестве условия вступления в Евросоюз отмену «декретов Бенеша» и возвращение имущества, упирая на то, что декреты эти противоречат нормам Евросоюза.

Чешские официальные лица, включая нынешнего президента Клауса, не раз выражали сожаления по поводу насилия над судетскими немцами. Но это их землячествам и близким представителям правых партий (австрийских Партии свободы и Народной партии, а также части немецкого блока ХДС/ХСС) показалось недостаточным.

Удовлетворение требований выселенных фактически означало бы ревизию итогов Второй мировой войны, не говоря уже о возможности выплат десятков миллиардов долларов по искам. И власти Чехии сделали «декреты Бенеша» составной частью уже нового, постсоциалистического законодательства страны.

Со своим руководством солидарны простые чехи, видящие в удовлетворении требований судетских немцев ступеньку к предъявлению территориальных претензий на те районы, где немецкое население ранее составляло большинство.

Позицию чешских властей поддержало и большинство руководителей Запада. Потому в 1997 г. уже единая Германия повторно и официально отказалась от

Фото: Вход немецких войск в Прагу 15 марта 1939 года.
Фото: Вход немецких войск в Прагу 15 марта 1939 года.
претензий к Чехии по «судетско-немецкому» вопросу.

Но Австрия поступила иначе: настаивала на отмене декретов всё время, пока на рубеже тысячелетий (1998-2002 гг.) шли переговоры о приёме Чехии в Евросоюз.

Несколько раз в 1999-2002 гг. Европарламент с подачи австрийских депутатов принимал резолюции, призывавшие Чехию отменить декреты как противоречащие современным нормам прав человека.

Лишь осенью 2002 г. спецкомиссия Европарламента постановила: декреты не противоречат нормам ЕС, если на их основании не принимаются новые решения. В то же время требование Вацлава Клауса сделать декреты частью договора о присоединении Чехии к Евросоюзу в Брюсселе проигнорировали.

Так или иначе, но вопрос перестал быть препятствием для вступления Чехии в Евросоюз. 1 мая 2004 г. над госучреждениями в Праге были подняты флаги Единой Европы.

Но проблема полностью не исчезла. Канцлер Германии Ангела Меркель дважды (в 2005 и в 2009 гг.) заявляла о необходимости создать в Берлине Музей изгнанных.

Экспозиция которого повествовала бы о горькой доле судетских немцев. Из Австрии же голоса о необходимости извиниться за выселение немцев звучат и сегодня – в том числе и на официальном уровне.

Четыре года назад президент Чехии Вацлав Клаус уже высказывал неудовольствие этим фактом.

А в нынешнем году чешский парламент принял постановление о том, что незыблемость «декретов Бенеша» должна быть прописана в общеевропейских законах. Так что возможное желание президента Клауса сделать декреты частью Лиссабонского договора вполне объяснимо.

Читайте: Германия и Австрия хотят перекроить карту Европы?

Само по себе открытие Музея изгнанных в Германии и требования отмены «декретов Бенеша» со стороны Австрии не означает автоматически предъявление судебных исков о возмещении ущерба и, тем более, территориальных претензий к Чехии.

Ни о чём подобном власти ни в Берлине, ни в Вене не говорят. Но где гарантия, что через 15-20 лет ситуация не изменится?

Не подписывая Лиссабонский договор, Вацлав Клаус старается защитить национальные интересы своей страны и «подстраховаться», создав «подушки безопасности» от возможных претензий со стороны реваншистов.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить