ЕС заставил Польшу играть по общим правилам

В Брюсселе главы государств ЕС всё-таки убедили президента Польши Леха Качиньского принять проект будущей Конституции Евросоюза. Для России это означает появление надежды на то, что Евросоюз наконец-то начнёт говорить одним голосом, и одна страна больше не сможет портить отношения Москвы со всей Европой.

После провальных референдумов по Евроконституции во Франции и Голландии процесс её ратификации застопорился. Представители всех 25, а с нового года 27 членов ЕС вели долгие переговоры относительно Общеевропейского договора, который должен лечь в основу новой редакции Конституции. Кажется, убедить удалось всех – даже вечно настроенную скептически ко всякой евроинтеграции Великобританию. Но тут палки в колёса в который уже за последнее время раз поставила Польша.

Согласно нынешней редакции документа, решение будет считаться принятым, если за него проголосуют 55% государств-членов ЕС, население которых при этом составляет не менее 65% процентов. Количество голосов при принятии решений будет разное – Германия будет иметь наибольший вес, а Италия и та же Польша – несравненно больший, чем Мальта или Словения с Эстонией. Тем не менее, Варшава в очередной раз встала в позу.

Представители Польши дали понять, что хотели бы мерить число голосов не от общей численности населения по принципу «двойного большинства», а по принципу «квадратного корня». Это позволило бы уменьшить разрыв в числе голосов между Польшей и более крупными странами – Германией, Италией, Великобританией и Францией. Поляки объясняли это тем, что в противном случае малые страны лишатся возможности влиять на принятие решений. И в ход в который уже раз пошли исторические претензии.

«Мы требуем, чтобы нам вернули то, что отняли. Если бы не период с 1939 по 1945 год, население Польши сегодня составляло бы 66 миллионов человек», - сказал премьер-министр Польши Ярослав Качиньский, и пригрозил применить право вето. С таким же настроем отправился в Брюссель его брат-близнец президент Лех, но получил отпор от премьер-министра Италии Романо Проди. Последний прямо обвинил близнецов, что они заводят общеевропейское дело в тупик, ибо нет в Европе ни одной страны, никогда не воевавшей с соседями.

Переговоры шли два дня и две ночи. Выходящие к журналистам канцлер Германии Ангела Меркель, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и президент Франции Николя Саркози говорили об оптимизме, но Лех Качиньский раз за разом говорил «нет». Благодаря поведению Польши в тени осталось воистину революционное предложение Саркози об исключении из Конституции принципа свободной конкуренции – одного из краеугольных камней ЕС на протяжении всей 50-летней его истории.

Наконец, в 4:30 утра уставшие главы государств вышли к прессе и объявили, что компромисс найден. Согласно договоренностям, достигнутым в ночь на субботу, до 2014 года сохраняется введенная в 2000 году система, по которой количество голосов не связано с численностью населения, и для принятия решения требуются одобрение 14 из 27 членов ЕС или 54 процента голосов. С 2014 по 2017 год устанавливается переходный период, после чего начинает действовать система «двойного большинства».

В то же время это решение едва ли можно считать окончательным. Как заявила Ангела Меркель, окончательно вопрос о Евроконституции будет решён в ходе специальной конференции. В то же время, по её словам, достигнутый компромисс позволит продолжить расширение ЕС. Теперь у Хорватии, Турции и Македонии появилась надежда, но шансы есть лишь у не такой бедной Хорватии, принятия которой усиленно добиваются Германия и Австрия. Остальным снова придётся ждать.

Встреча в Брюсселе показала, что ЕС в настоящее время находится в глубоком кризисе. Европу раздирают противоречия, и она никак не может начать говорить «единым голосом». Кроме того, оказалось, что Польша способна «напакостить» не только отношениям Евросоюза и России, но и самому ЕС. Варшава с вдохновением играет роль «троянского коня» Вашингтона, и это, кажется, вызывает всё большее раздражение в Западной Европе, которой хочется вести собственную игру на мировой арене.

Демарш Польши отодвинул на задний план действительно животрепещущие для ЕС вопросы – размещение элементов системы ПРО США в Центральной Европе, переговоры о статусе Косово и будущее отношений с самым большим соседом – Россией. Но с таким клубком противоречий внутри себя Евросоюзу ничего не остаётся, кроме как следовать в фарватере политики США, поскольку единой внешней политики он не может выработать даже на собственном континенте.

Что касается отношений с Россией, то слышащаяся с её западных границ разноголосица резко осложняет развитие её долгосрочных отношений с Евросоюзом. Нет никакой гарантии, что вслед за Польшей в позу не встанут Литва, Латвия, Эстония или даже Великобритания. Претензии некоторых членов ЕС к России в области ратификации энергетической хартии или признания их трактовки истории даже вопреки мнению Брюсселя навешивают на перспективах отношений России и ЕС густой туман.

И всё-таки встреча в Брюсселе показала, что когда ЕС хочет, он может надавить на Польшу или любого другого члена организации. В конце концов, сварливые братья Качиньские смогли только отсрочить введение нового принципа голосования, но никак не отменить его. Значит, при желании Брюссель может потребовать от Эстонии подписать с Россией пограничный договор или от той же Польши прекратить «мясную истерику» и отказаться от размещения ПРО. Только во всех этих случаях в Еврокомиссии воды в рот набрали…

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *