Перед новым руководством Испании стоят сложные вызовы

Новая власть и большие вызовы Испании

В находящейся практически на грани дефолта Испании произошла смена власти. Победу на выборах одержала оппозиционная Народная партия, чей лидер Мариано Рахой станет новым главой правительства. Итоги испанского голосования подтвердили общеевропейскую тенденцию: власть в годы кризиса практически неизбежно меняется. А перед Испанией стоят как глобальные, так и специфические местные вызовы.

Согласно итогам выборов в Генеральные кортесы (парламент) Испании, оппозиционная консервативная Народная партия набрала 44,62 процента голосов. Это позволило ей получить абсолютное большинство депутатских мест — 186 из 350. Соответственно, новым главой правительства страны станет лидер консерваторов Мариано Рахой. Теперь уже бывшая правящая Социалистическая рабочая партия заручилась поддержкой 28,73 процентов избирателей и получила только 110 депутатских мест.

"Мне приходится руководить страной в самый тяжелый период за последние 30 лет ее истории, и я хочу призвать всех граждан Испании объединиться для вывода страны из кризиса. У страны нет другов недругов, кроме безработицы, бюджетного дефицита, чрезмерного долга и экономической стагнации", — сказал Рахой в своей послевыборной речи. По словам нового главы правительства, кабинет сосредоточится на целевой поддержке наиболее пострадавших от кризиса слоев населения — пенсионеров и безработных.

Читайте также: Лебединая песня террора басков

Надо признать: наследство Рахою досталось тяжелое. Еще два года назад все ведущие международные рейтинговые агентства поместили Испанию в список стран PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания), над которыми в наибольшей степени нависла опасность стать жертвой долгового кризиса. Позднее к этой группе стали относить еще и Италию. Греция, Португалия и Ирландия уже были вынуждены прибегнуть к многомиллиардной помощи ЕС и Международного валютного фонда (МВФ).

На сегодняшний день главный бич почти 40-миллионной Испании — безработица. Трудоустроиться не могут пять миллионов жителей страны, или 21,5 процента трудоспособного населения (в среднем по еврозоне — 10 процентов). Ситуация кажется не столь критической, как в Греции, где уровень госдолга превысил 100 процентов ВВП. В Испании этот показатель составляет "всего" 60 процентов, однако для его достижения пришлось прибегнуть к суровым мерам.

Предыдущее правительство социалиста Хосе Луиса Сапатеро за последние годы сократило зарплаты бюджетникам и повысило пенсионный возраст, но экономического роста в Испании по-прежнему нет. Мало того — аналитики прогнозируют масштабный банковский кризис, и на погашение долгов кредитных учреждений уйдут десятки, если не сотни миллионов евро. Стоит ли удивляться, что у социалистов не было никаких шансов на победу.

Читайте также: Каталонский звонок для единства Испании

Впрочем, и Рахою придется продолжить политику непопулярных мер. Испания взяла на себя международное обязательство удержать дефицит бюджета на уровне хотя бы в 4,4 процента (в требованиях еврозоны прописан потолок в три процента). Чтобы выполнить задачу, новому правительству придется сократить расходы бюджета минимум на 17 миллиардов евро. Под сокращение попадут социальные расходы (так, на пенсии будет тратиться куда меньше нынешних 120 миллиардов евро) и расходы на госаппарат.

Но едва ли эти меры дадут долгосрочный эффект. Главный бич испанской экономики — ее относительная отсталость. Хотя ее общий объём является пятым в Европы и 12-м в мире, в сотню ведущих мировых торговых марок не входит ни одна (!) испанская компания. Конечно, конфеты Chupa Chups или вина ("Херес" и многие другие) известны далеко за пределами страны. Но основа экономики — высокие технологии и мощная промышленность. А вот с этим у Испании — большие проблемы.

Страна немало зарабатывает на иностранных туристах. По этому показателю Испания стабильно входит в тройку мировых лидеров. Однако доходы от посещения пляжей Канарских и Балеарских островов, достопримечательностей Барселоны или Севильи не в состоянии полностью покрыть расходы на пенсионную систему, 13-ю зарплату, обязательную сиесту и прочие издержки испанской жизни. Необходимо создавать новые отрасли экономики. Только позволят ли это Германия и Франция? Нужны ли им конкуренты?

Избыток рабочих рук всегда был проблемой страны. Миллионы испанцев веками эмигрировали за океан, поселяясь в Мексике, Аргентине и других странах Латинской Америки. Примерно столько же осели во Франции, сегодня чуть ли не каждый десятый француз носит испанскую фамилию. (Вспомним хотя бы Луи де Фюнеса, Жана Рено, Венсана Переса). Сотни тысяч ехали в Германию или Швейцарию. И сегодня Германия готова принять сотни тысяч испанцев вместо турок и других выходцев из Азии. Но спасет ли это Испанию в долгосрочной перспективе?

Читайте также: Меркель ополчилась на "лодырей" с юга Европы

У Испании не все в порядке не только с экономикой, но и с национальным вопросом. Уже не раз в истории случалось так, что экономические неурядицы обостряли сепаратистское движение. И страна уже столкнулась с ее дыханием. Так, два года назад на консультативном референдуме большинство жителей Каталонии (самой развитой области страны) высказались за независимость. Год назад на местных выборах каталонские сепаратисты одержали победу и сформировали региональное правительство.

Приход к власти Народной партии может обострить национальный вопрос. В отличие от социалистов, консерваторы выступают за максимальную централизацию Испании и против уступок каталонским, баскским, галисийским националистам. Но если опасность сепаратизма в относительно небогатой Галисии мала (тем более что новый премьер Рахой — галисиец), то в зажиточных по испанским меркам Каталонии и Стране Басков дело обстоит иначе. Увеличение налогового бремени на них из Мадрида может спровоцировать взрыв национализма.

В целом же итоги выборов в Испании подтвердили общеевропейскую тенденцию последнего года. Везде действующая власть, будучи не слишком-то состоятельной в борьбе с кризисом, потерпела поражение и была вынуждена уйти. Так было в Греции, Португалии, Ирландии и Италии, попавших с Испанией в "одну долговую упряжку". Так было в более благополучной Дании, восточноевропейской Словении. Во Франции и Германии правящие партии проигрывают местные выборы. Только в Польше премьер Дональд Туск выиграл. Но он и с кризисом справляется лучше всех в Европе.

Так что теперь остается ждать, где еще в Европе вслед за Испанией сменится власть. И параллельно смотреть, удастся ли правительству Рахоя перевести испанскую экономику на более высокотехнологичные рельсы. В противном случае 40-миллионная страна и бывшая владычица морей по-прежнему будет подвержена любым дуновением кризисного ветерка.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить