Греция готовится к очередной забастовке и урезанию госрасходов

Без жесткой экономии Грецию не спасти

В Греции состоится очередная общенациональная забастовка. Работники госсектора протестуют против планов правительства уволить в "рабочий резерв" до 30 тысяч госслужащих в обмен на кредиты ЕС и МВФ. Соответствующее голосование состоится в греческом парламенте в ближайшие дни.

Нечто похожее в Греции наблюдалось пару недель назад. Тогда греческие аэропорты отменили сотни рейсов из-за 24-часовой забастовки служащих госсектора, в которой участвуют авиадиспетчеры. Профсоюзы работников частного сектора формально присоединились к забастовке, однако их участие осталось небольшим. В Афинах не закрывались магазины, частные фирмы работали в обычном режиме.

Подобные вести о волнениях в древней Элладе уже давно не заставляют нас хвататься за голову и видеть в этом какие-либо намеки на свержение правящих режимов. В глазах многих Греция превратилась в своего рода царство ленивых людей. Ну как иначе дело может обстоять в средиземноморской стране, где дневная температура воздуха летом в Афинах из года в год колеблется между 28 и 35 градусами Цельсия. Как в таком климате работать так же, как, скажем, в Швеции?

Читайте также: Горькое лекарство для Греции

Неудивительно, что даже во времена правления "черных полковников" в 70-х годах прошлого столетия греки никогда не пренебрегали общепризнанным правом устраивать продолжительные перерывы в работе. Пока солнце в зените, производительность труда естественным образом снижается, и наступает время сиесты. И авторитарный режим ничего не мог с этим поделать.

Что уж говорить про благополучные периоды, когда не было препятствий устраивать в эти промежутки обильные и неторопливые застолья, содержание блюд и напитков которых нужно описывать, как говорится, "отдельным образом и с глазу на глаз". Правда, при этом многие греки начинают работать в пять-шесть утра и заканчивают в 20-21 вечера, таким образом, нивелируя эту большую сиесту.

Вместе с тем рабочее и профсоюзное движение, пришедшее из Франции и так хорошо прижившиеся на многопартийной почве современного политического ландшафта Греции, всегда добавляло красок в обыденный городской пейзаж. Зажиточным посетителям бесчисленных кафе и ресторанов всегда доставляло большое удовольствие после заказа традиционного "фраппе" (холодный кофе со льдом) наблюдать за проходящими колоннами демонстрантов.

Читайте также: Меркель ополчилась на "лодырей" с юга Европы

На их фоне всегда выделялись анархистские и леворадикальные движения. Их попытки именно в относительно нежаркие месяцы достигали максимального эффекта. Достаточно вспомнить события 2008 года, когда в результате беспорядков 7 декабря, вспыхнувших ввиду проводившихся предыдущим составом кабинета министров во главе с Костасом Караманлисом неолиберальных реформ, пострадали 21 человек, из них 13 полицейские.

Другие политические силы также никогда не стеснялись использовать в своих целях забастовки и шествия по центральным улицам Афин, Салоник и других городов. Скорее, напротив — бастовать, скандировать, устраивать шествия, митинги и акции протеста вплоть до столкновений с полицией порой становилось вполне привычным занятием не только маргинализированной части греческого общества, но и вполне обычных служащих и сотрудников частных компаний. Иногда такие "мирные" акции сопровождаются битьем витрин магазинов, отделений банков и припаркованных вдоль улиц автомобилей.

Впрочем, столь бурное проявление недовольства по самым различным пунктам повестки греческой политики безотносительно ее связи с решениями Евросоюза крайне редко приводило к сколь-нибудь серьезным политическим и социально-экономическим изменениям, особенно летом. Свидетельством чему служит история греческих забастовок, которые мы можем наблюдать с весны этого года.

Читайте также: Греческий кризис вскрывает финансовые махинации

Достаточно вспомнить акции протеста в июне, когда принятый правительством пакет строжайшей бюджетной экономии с целью удовлетворить требования ЕС, требовавшего сокращения расходов бюджета на 28 миллиардов евро, грозили перевести "площадную политику" в доминирующее положение. Этот законопроект, ставший главным условием выделением со стороны ЕС внеочередного транша в размере 12 миллиардов евро, стал очередным "яблоком раздора" вот уже три года паразитирующего на европейских кредитах греческого общества.

План действий также включал повышение налогов и массовое сокращение расходов в бюджетной сфере — чтобы уменьшить национальный долг до приемлемого уровня. Все это в свою очередь должно было открыть дорогу для нового стабилизационного кредита в размере более 100 миллиардов евро. Тем не менее, события на площади Конституции перед зданием "Вули" (греческий парламент)в рамках всеобщей 48-часовой забастовки не привели к каким-либо серьезным поправкам.

Также не имела политических последствий и 24-часовая забастовка 9 июня. Ее провели в знак протеста против программы ускоренной распродажи государственной собственности на общую сумму 50 миллиардов евро, которую Греция собирается осуществить до 2015 года под давлением кредиторов из ЕС, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Она не оказала влияния на принятие данной программы, хотя и спровоцировала череду перманентных демонстраций и забастовок, продолжавшихся весь июнь.

Читайте также: Греция перед призраком вечного дефолта

В результате на фоне разгона толпы (в том числе с использованием слезоточивого газа) 29 июня парламент со скрипом все-таки принял законопроект, являвшийся единственным выходом из долгового кризиса, позволяющим избежать дефолта. Если бы антикризисный план принят не был, у Греции могли бы закончиться деньги уже в течение ближайших недель.

Однако склонное к бурным всплескам недовольства греческое общество это ничуть не успокоило. Скорее проблема была загнана внутрь. Даже решение о выделении 109 миллиардов евро, принятое 21 июля на саммите Евросоюза, не возымело желаемого эффекта, о чем можно судить и по оценкам ведущих мировых рейтинговых агентств, и самой Греции.

Эти факторы и последовавшие за этим слухи о референдуме по отмене евро отчасти спровоцировали правительство принять новые меры. В частности, было заявлено об очередном сокращении пенсионных выплат. Так, пенсии, превышающие 1200 евро, будут урезаны на 20 процентов. Кроме того, с 20 до 30 тысяч будет увеличено число госслужащих, которых переведут на неполную оплату труда к концу 2011 года, что фактически означает их потенциальное сокращение уже в начале следующего года.

В результате с 22 сентября началась новая череда забастовок сначала наземных транспортников, авиадиспетчеров… Наконец, профсоюзы работников уже практически всего государственного сектора присоединились к этому движению.

Читайте также: ЕС едва ли спасет Португалию от краха

Несмотря на это, правительство Гиоргиоса Папандреу решило идти до конца и 3 октября внесло на рассмотрение парламента проект бюджета на следующий год с учетом означенных планов. Пока депутаты оценивают цифры на бумаге, население отвечает типично по-гречески: забастовками и демонстрациями, а также строительством символических виселиц в центре Афин для одобряющих непопулярные меры депутатов.

Отчасти это говорит о чрезвычайной политической зрелости греческого гражданского общества, протестующего против законов до того, как они могут быть приняты, а не постфактум. Также это можно объяснить снижением среднедневных температур и возможностями организаторов объединить под своими знаменами даже самых пассивных участников забастовок.

Тем не менее, среди протестующих на этот раз достаточно велик процент учащихся и студентов, что также может свидетельствовать о более серьезной социальной поддержке происходящих волнений. Так, по оценке директора института экономических исследований Савваса Роболиса, "реальная безработица составляет порядка 22-23 процента против официальных 15".

При этом вновь критикуется неолиберальная экономическая модель, которая, по их мнению, сводит механизмы социального партнерства на "нет". Подобных же позиций придерживается и руководство Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП), в состав которой входит, помимо означенного профсоюза, Всеобщая конфедерация труда Греции (GSЕЕ). В частности, весной этого года тогдашний президент ЕКП Ванья Лундбю-Ведин заявила: "Помогая Ирландии и Греции, чиновники из Еврокомиссии игнорируют социальный диалог и напрямую вмешиваются в рынки труда этих стран".

Впрочем, едва ли нынешние протесты приведут к чему-то большему, чем это было в июне этого года. Скорее, это все же не более, чем выпускание пара греческим обществом. И люди, участвующие в этих акциях, так или иначе, прекрасно осознают (за исключением только части коммунистов и леворадикалов), что без поддержки крупнейших экономик ЕС (в первую очередь Германии и Франции) выйти из ситуации перманентно-дефолтного состояния невозможно.

Он может вестись лишь об их конкретных размерах, и для такого диалога улицы и площади греческих городов вряд ли будут пригодны. В любом случае, исходом таких переговоров должно стать создание условий для конкурентного роста экономики если не до уровня передовых стран ЕС, то хотя бы до какого-то промежуточного стабильного состояния.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Федор Птицын
Федор Птицын — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить