Германия втянулась в "минаретный" скандал

В начале этой недели в Германии разгорелся спор, аналогичный тому, что осенью прошлого года имел место в Швейцарии. В федеральной земле Саар решают: запретить или нет мусульманам пристроить минарет к мечети города Фёлькинген. Мнения звучат самые разные. Не исключено, что дело дойдёт до референдума.

Всё началось в январе, когда мусульманская община Фёлькингена обратилась в муниципалитет с просьбой пристроить к мечети минарет. История, один в один напоминающая прошлогоднюю швейцарскую. Там аналогичная просьба мусульман вызвала противодействие ультраправой Народной партии, которая назвала минарет символом насаждения ислама в стране. И по итогам проведённого референдума требование о запрете на строительство минаретов было удовлетворено.

Но вернемся на Запад Германии. 40-тысячный Фёлькинген - особое место на её карте. Дело в том, что мусульмане (преимущественно турки) составляют здесь треть населения, и в городе давно уже есть мечеть. Но она вызывает у многих недовольство. С которым напрямую связан тот факт, что в городской совет, в отличие от Бундестага, избраны депутаты от ультраправой Национал-демократической партии.

Именно национал-демократы, которых не без оснований многие считают неонацистами, выступили главными противниками строительства минаретов. Фактически с ними солидаризировалась и крупнейшая газета земли Саар - Saarbrücker Zeitung. В конце января там вышла статья "Минарет строить нельзя", где  авторы, как и швейцарские ультраправые, доказывали, что минарет - символ  "мусульманского стремления к власти".

Представители левых возражают: мол, запрет вызовет всплеск экстремизма. 16 февраля в поддержку права мусульман на минарет высказался местный протестантский священник Кристиан Вейер. "Мы не возражаем против того, чтобы мечеть можно было узнать по ее внешнему виду", - сказал он. Добавив, что минарет не является никаким символом противостояния культур, а, напротив, олицетворяет мирную интеграцию мусульман в немецкое общество.

Споры  разгорелись жаркие. И местные власти провели опрос населения. Он показал, что противники минаретов преобладают. Так что в скором времени маленький городок в Сааре, судя по всему, станет первым на карте ЕС местом, где запрещено возводить подобные культовые сооружения (Швейцария, напомним, в Евросоюз не входит).

Читайте также: Франция: паранджа вне закона?

Фото: AP

История в Сааре может перекинуться и на другие уголки Германии. Согласно статистике, в стране проживает свыше четырёх миллионов мусульман. Порядка двух третей из них - турки. Крупные общины имеют арабы, курды, боснийцы-мусульмане, албанцы. Значительная их часть приспособилась к жизни в немецком обществе, минимум четверть заявила о том, что мечеть не посещает. Но сотни тысяч продолжают существовать по законам шариата.

Свой скандал с минаретами уже был два года назад в почти миллионном Кёльне - городе, где расположен крупнейший и самый известный в стране христианский храм. Власти города дали разрешение на строительство мечети с минаретом высотой в 55 метров. В ответ в городе возникло общественное объединение "Про-Кёльн", которое осенью 2008 г. провело многочисленные акции протеста. В результате власти пересмотрели своё решение, дав понять, что минареты не должны быть выше куполов Кёльнского собора.

Число мусульманских культовых зданий растёт в геометрической прогрессии. Если в 1970 г. в ФРГ были три мечети, и только, то теперь их вместе с  молельными домами насчитывается примерно порядка  двух с половиной тысяч (даже с учётом присоединения ГДР рост выглядит впечатляющим). Район Берлина Кройцберг из-за схожести его облика с восточным городом называют Стамбулом. Аналогичная картина в Гамбурге, Мюнхене, Кёльне, Франкфурте-на-Майне.

В стране действуют несколько десятков мусульманских организаций. Большинство из них лояльны властям. Но есть и ячейки радикалов из организаций, вроде "Братья-мусульмане". Задержания мусульман, подозреваемых в террористической деятельности, стало обыденным  делом.

Однако германская полиция не устаёт подчёркивать: большинство иммигрантов из мусульманских стран - законопослушны. Действительно, турки держат точки быстрого питания, маленькие магазинчики. Турецкая речь на немецких стройках слышится чаще любой другой. Многие  турчанки, боснийские мусульманки и, особенно, албанки, не носят никаких платков, учатся и работают рядом с немками. Но беспокойство по поводу исламизации страны растёт. 

В 2003 г. Конституционный суд Германии разрешил принимать законы, в соответствии с которыми можно было запретить ношение хиджабов в общественных местах. В результате в крупнейших землях страны - Баварии, Баден-Вюртемберге и Северном Рейне - Вестфалии учительницам запретили носить этот мусульманский атрибут. А в Берлине - приходить в школу, имея на себе или при себе любые религиозные символы.

Эти решения спровоцировали волну противоречивых откликов. Мусульманские организации протестовали, суды оказались завалены исками. В ответ некоторые политики призвали запретить хиджаб по всей стране. Среди них была и видная  социал-демократка турецкого происхождения Лейла Акгюн, объявившая платок "тюрьмой, угрожающей правам человека".

Итоги швейцарского референдума вдохновили не только общественность Фёлингена. Так, председатель Евангелической церкви в Германии Катрин Геринг-Эккарт ещё в прошлом году назвала их "призывом к мусульманам покинуть страну". А замглавы парламентской фракции правящего Христианско-демократического союза (ХДС) Вольфганг Босбах призвал всерьёз отнестись к опасениям насчёт исламизации общества.

История в Фёлькингене и споры вокруг хиджабов показали, что перед Германией всерьёз встала проблема, как дальше строить отношения между коренным населением и выходцами из мусульманских стран. Любой резкий шаг может привести к взрыву - как межрелигиозному, так и внутри той же турецкой общины. И происходящее в Сааре - лишь первый тревожный звонок, который наверняка активизирует полемику по столь больной теме и в других частях крупнейшей страны ЕС.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Пожар в Ростове: причины, условия и последствия — Максим ВИНТЕР