Баски взяли решительный курс на отделение от Испании

Конституционный суд Испании запретил проведение референдума по вопросу о суверенитете Страны Басков, но сторонники отделения готовы идти до конца. История баскского сепаратизма в Испании и Франции насчитывает сотни лет, и зачастую баски прибегали к террору. Процесс запущен, и в ближайшие годы север Испании может превратиться в новую «горячую» точку и стать сигналом для выступления сепаратистов в других регионах Европы.

Конституционный суд Испании запретил проведение референдума по вопросу о суверенитете Страны Басков. Власти страны всерьез опасаются принятия решения о независимости этой автономии. В вердикте суда подчеркивается, что подобное мероприятие может инициировать только центральное правительство страны.

Читайте: Испанцы предпочли однополые браки распаду страны .

Сравнительно недавно, 28 июня 2008 года, парламент региона, населенного басками, принял решение о проведении в октябре опроса населения, что могло бы решить вопрос независимости от Испании в 2010 году. Центральное правительство Испании обжаловало решение руководства Страны басков в Конституционном суде, обвинив политиков в сепаратизме и нарушении Конституции.

Со своей стороны, правительство автономии заявило в начале сентября, что намерено призвать население обратиться с жалобой на Испанию в Суд по правам человека в Страсбурге, если Конституционный суд страны запретит проведение опроса. Баскские власти полагают, что "запрет нарушает Европейскую конвенцию по правам человека, предусматривающую свободу мышления, слова и участия в политической жизни". Похоже, баскские сепаратисты готовы идти до конца.

История баскского сепаратизма уходит вглубь веков. На протяжении нескольких столетий баски вели борьбу за автономию в составе Испании, а то и за независимость от неё. Они считают, что с испанцами у них нет ничего общего. И во многом они правы – баскский язык не похож ни на один в Европе, его считают отдалённо похожим на грузинский. Языковеды нескольких эпох ломали голову над тем, как на границе Испании и Франции мог появиться народ, говорящий на таком языке. И пришли к выводу, что на чём-то похожем говорили древнейшие жители Европы.

Тем не менее, веками особые права басков не очень признавались центральными властями Испании. В начале Гражданской войны в 1936 г. Республиканское правительство предоставило Стране Басков автономию, и подавляющее большинство басков поддерживало именно его. Однако победил генерал Франсиско Франко, и автономия была упразднена. Мало того, Страну Басков начали заселять выходцами из других районов Испании, и в итоге кастильская (нормативная испанская) речь стала в регионе господствующей.

Читайте: Косовский бумеранг готов развалить Испанию .

Не будучи в силах бороться с Франко открыто, баски уходят в подполье, где создают в 1969 году радикальную организацию ЭТА («Эускади та аскатасуна» - «Отечество и свобода басков»). Баскские террористы давно уже стали известны во всем мире. В результате террористических актов, совершенных группировкой за 40 лет, погибли 814 человек. Взрывы гремели в Мадриде, Барселоне и на популярных у российских туристов курортах. Разумеется, наиболее часто баски взрывали представителей центральной власти в крупнейших города Басконии – Бильбао и Сан-Себастьяне.

После смерти Франко в 1975 году и воцарения короля Хуана Карлоса I в Испании происходит демократизация, и Страна Басков, а затем и провинция Наварра, в которой ранее преобладали баски, получают статус автономии, причём баскский язык признаётся официальным. Несмотря наэто, террор продолжался. Впрочем, ЭТА постепенно уходила на задний план, а на передний выходило её политическое крыло – партия Ботасуна.

Едва появившись, Ботасуна становится весьма популярной среди избирателей Страны Басков. Росту её популярности способствует и то, что резко уменьшается число терактов. Баскония переживает культурное возрождение. Многие баски, давно уже перешедшие на испанский язык, записываются на курсы своего национального языка. Одним из символов борьбы за независимость становится футбольный клуб «Атлетик» из Бильбао, в составе которого по принципиальным соображениям выступают только баски и нет ни одного легионера. По всей Басконии проходят и многочисленные культурные мероприятия – например, кинофестиваль в Сан-Себастьяне, в ходе проведения которого местные жители всячески стараются подчеркнуть свою неиспанскость.

Отметим, что у баскского сепаратизма есть и огромная экономическая составляющая. В отличие от других стран, где сепаратизм процветает, прежде всего, в отсталых областях, здесь другой случай. Баскония является одной из самых экономически развитых областей Испании – правда, в регион идут очень большие вложения из Мадрида. В Бильбао, Сан-Себастьяне и других городах расположены самые высокотехнологичные производства страны. Поэтому испанцы ни за что не хотят отпустить Басконию, а баски не хотят быть регионом-донором для более отсталых районов центральной и южной Испании.

Ещё одна трудность в баскском вопросе – это определение того, кто собственно является баском. Если следовать чисто языковому критерию, то басков насчитывается около 900 тысяч. В то же время о своём баскском происхождении заявляет в три раза больше. Этот факт каждая из сторон трактует по-своему – Ботасуна рассуждает о праве на самоопределение, а правительство Испании – о том, что баски составляют подавляющее меньшинство жителей Страны Басков и Наварры.

Примерно то же самое существует на юго-западе Франции, где, согласно языковому критерию, басков насчитывается около 150 тысяч, но на самом деле – раза в три больше. Положение французских басков можно признать ещё более тяжёлым, нежели испанских. Законы Франции не признают национальную автономию, только экономическую. Французская система образование строится на «офранцуживание» нацменьшинств, и ситуация с баскскими школами сложилась катастрофическая.

Таким образом, баски представляют собой разделённый народ численностью до 3 миллионов человек. Они не собираются мириться с тем, что их землю, как они считает, в результате сговора поделили Испания и Франция. Раньше, во времена Франко, баски скрывались во Франции, однако полицейские облавы на активистов ЭТА и Ботасуны начались и там. В ответ – взрывы, новые облавы и т.д.

В свою очередь, в Испании и, в меньшей степени, во Франции, басков давно демонизировали. Именно им поначалу приписали чудовищную серию взрывов 11 марта 2004 г. в Мадриде. Но ЭТА мгновенно от этого открестилась, заявив, что гражданское население не является целью её терактов. Поскольку ЭТА всегда брала на себя ответственность за взрывы, ей не поверили. И ошиблись.

С учетом того, что большая часть стран ЕС признала независимость Косово, баскский вопрос становится всё острее. Именно опасаясь баскского (и каталонского) сепаратизма, власти Испании отказались признавать сербский край отдельным государством. Но процесс запущен, и уже в ближайшие годы северные районы испанского государства могут превратиться в новую «горячую» точку и стать сигналом для выступления сепаратистов в других регионах Европы.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить