Демократия в Польше начиналась с военного положения

Исполнилось ровно 25 лет со дня введения военного положения в Польше. Это событие повлияло на всю последующую историю соцлагеря и способствовало его распаду. Исторические оценки до сих пор противоречивы. Кто-то обвиняет тогдашнего польского лидера в преступлениях против своего народа, другие считают, что он предотвратил чехословацкий и венгерский сценарий. В любом случае, благодаря Войцеху Ярузельскому в Польше спустя 8 лет произошёл самый плавный переход от социализма к капитализму на территории Восточной Европы.

Военному положению предшествовали события, связанные с созданием в 1980 году и ростом влияния профсоюза «Солидарность». Социалистическую Польшу поразил экономический кризис, и требования профсоюза поначалу были тоже экономическими. Однако по мере роста его влияния появились требования об отмене цензуры, признании права на забастовку. Часть требований власть приняла, но по мере ухудшения экономического положения ситуация постепенно начала выходить из-под контроля.

Трудностями, связанными с неэффективностью социалистической экономики, воспользовались на Западе. Польские службы западных радиостанций призывали поляков к неповиновению властям. Оппозицию открыто поддержал Ватикан, главой которого к тому времени был польский Папа Иоанн Павел II, имевший огромный авторитет в стране. Возникла реальная опасность государственного переворота, и потому ближе к концу 1981 года практически вся полнота власти в стране перешла к генералу Войцеху Ярузельскому – герою Великой Отечественной войны, участвовавшему в освобождении родины от нацистов.

Положению генерала Ярузельского не позавидуешь – кроме стремления Запада сменить власть в Польше, был ещё и Советский Союз. Он отлично помнил, как в 1956 году в Венгрии и 1968 году в Чехословакии попытки реформировать социализм были подавлены силой. В Варшаву специально приезжал главный идеолог КПСС Михаил Суслов, призвавший польское руководство дать жёсткий отпор противникам развитого социализма. Многое указывало на то, что СССР рассматривали вариант вторжения в Польшу. Поэтому у Ярузельского, оказавшегося меж двух огней, просто не было иного выхода, кроме самых решительных действий.

В ночь на 13 декабря 1981 года по всей Польше отключили телефонную связь, а по телевидению выступил Войцех Ярузельский. Он объявил о введении военного положения и создании Военного совета национального спасения. В течение нескольких дней была проведена операция по задержанию лидеров «Солидарности». Не обошлось и без трагедии – 16 декабря в ходе операции на шахте «Вуек» погибли 9 человек. В числе задержанных оказался и лидер «Солидарности» Лех Валенса.

Военный совет национального спасения фактически взял в свои руки всю полноту власти. Он назначил 2149 военных комиссаров на 225 городов и 1105 предприятий, а по стране продолжались полицейские операции. До июля 1983 года, когда военное положение было официально отменено, в Польше погибли более 100 человек. Социалистические страны приветствовали действия Ярузельского, а на Западе их подвергли резкой критике. Реакцией на события в Польше стало присуждение Валенсе Нобелевской премии мира за 1983 год.

Несмотря на ослабление «Солидарности», профсоюз продолжил свою работу. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Павел II, который в 1980-е гг. дважды приезжал на родину. Помощь оппозиции в открытую оказывал Запад, и в конце 1980-х гг. настал звёздный час Леха Валенсы. По мере того, как кризис социалистической экономики углублялся, его авторитет рос. К 1988 году «Солидарность» обрела огромную силу, и власти страны сели с её представителями за «круглый стол». Во многом этому способствовали и действия генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, который поддерживал коммунистических руководителей Восточной Европы не так однозначно, как его предшественники.

Удивительно, но 1989 год вполне можно назвать звёздным часом не только для Валенсы и других оппозиционеров, но  и для Ярузельского. Несмотря на многочисленные митинги, передача власти оппозиции проходила мирно и постепенно. 4 июня 1989 года в стране прошли свободные выборы, и почти все места в верхней палате парламента – Сенате – получила оппозиция. По договорённости, в Сейме ПОРП (правившей тогда Польской объединённой рабочей партии – ред.) и её союзникам досталось 65% мест, а оппозиции – 35%. До 1990 года Ярузельский оставался президентом, пока на свободных выборах не победил Лех Валенса.

После свержения коммунистического строя в Польше восторжествовала однозначная трактовка событий 1981 года. Введение военного положения было признано преступлением, а Ярузельского (которому сейчас 83 года) затаскали по судам. 15 лет его пытаются обвинить в преступлениях против человечности, но все доводы обвинения разбиваются об аргументацию маршала. Он подчёркивает, что, во-первых, действовал согласно существовавшим тогда законам, а, во-вторых, справедливо указывает на возможность развития событий по венгерскому или чехословацкому сценарию.

Тем не менее, созданный после 1989 года для расследования «преступлений коммунистического режима» Институт национальной памяти не унимается. Уже в 2006 году он попытался обвинить пожилого Ярузельского в военных преступлениях. Если «вину» маршала в событиях 1980-1981 гг., а также предшествовавших им трагических событиях 1970 года, удастся доказать, его могут посадить на 8 лет. Не забыли Ярузельскому и то, что он по приглашению Владимира Путина занял почётное место на Красной площади во время парада к 60-летию Победы. Как и то, что он указывал на необходимость строить с Россией нормальные добрососедские отношения.

Однако абсурдность навешивания на Ярузельского всех ярлыков фактически подтвердил сам бывший деятель «Солидарности», а ныне президент Польши Лех Качиньский . Маршал вошёл в число награждённых орденом «Крест сосланных в Сибирь» (им награждают поляков, депортированных в 1939 году в Сибирь из восточных районов Польши после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии – ред.). Так что у коммунистического руководителя Польши были свои причины не любить Россию, но он, в отличие от действующего главы государства, сумел не испортить отношения с Москвой, избежав введения советских войск.

Власти Польши забыли и о том, что именно Ярузельский первым поставил перед советским руководством вопрос о придании гласности Катынской трагедии - расстрела в 1940 году близ Смоленска тысяч польских офицеров. Учитывая этот шаг, никак нельзя сказать, что Ярузельский был несамостоятельным политиком и полностью подчинялся СССР. Он лишь учёл его интересы, и тем самым спас страну от огромной крови. В то же время Ярузельский сумел сделать так, что процесс передачи власти оппозиции прошёл мирно. В этом случае он учёл интересы прозападных кругов, рвавшихся к власти.

В итоге получилось, что Ярузельский всегда соблюдал интересы Польши. В 1981 году это проявилось наиболее ярко, когда он, зажатый между ортодоксальными марксистами-ленинцами в СССР и Западом, желавшим свергнуть его любой ценой, нашёл единственный выход из тупика. А спустя 8 лет благодаря его усилиям в Польше произошёл самый плавный переход от социализма к капитализму на территории Восточной Европы.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить