Греция встретила Меркель акциями протеста

"Момент Тэтчер" для канцлера Меркель

Ангелу Меркель встретили в Греции не звуки фанфар, а демонстрации протеста, иной раз носившие оскорбительный характер. Может быть, поэтому фрау канцлер и не предложила ничего прорывного, ограничившись призывом к терпению, которое "обязательно принесет свои плоды". Европа ждала от Меркель момента истины, а понаблюдала за очередным политическим шоу.

По официальной версии, визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Афины 9 октября был ответом на посещение греческим премьером Берлина в августе этого года. Но трудно представить себе, что нечасто выезжающая Меркель будет утруждать себя ответными визитами. Тем более, что она не могла не знать, что мягко говоря, не пользуется в Греции популярностью. Вот и теперь ее встречали демонстранты в форме СС, намекавшие тем самым на ее жесткую позицию в отношении бюджетной экономии и сокращения госрасходов.

Читайте также: Португалия все ближе к Греции и Ирландии

"Я приехала сюда, чтобы поддержать Грецию", — сказала Меркель. Но греки не считают ее меры жесткой экономии поддержкой. Они ждали, что для Меркель наступил "момент Тэтчер" — на Западе понятие нарицательное. Его связывают с историческим отказом "Железной леди" присоединится к идее "европейского сверхгосударства". Она настаивала на том, что Британия не должна участвовать в "опасных" проектах, которые инициируют "брюссельские еврократы", и предсказала крах "вавилонской башни" ЕС. Теперь это синоним всякого реалистического и провидческого решения.

Но "момент Тэтчер" для Меркель не наступил и, может быть, не наступит никогда — ведь до выборов канцлера остается всего год. Согласно последним опросам, пока что избиратели однозначно высказываются в пользу действующего главы Федерального правительства. Но уже заработал антикризисный европейский фонд с главным кредитором в лице Германии, а стоимость необеспеченных облигаций правительств ЕС достигает почти 1 триллиона евро. Их, по сути, придется выкупать немецкому налогоплательщику, так что за год его настроения могут измениться.

Но позиция греков еще более далека от "момента истины". Она укладывается в утверждение, что злодейка Меркель обрекает их на бесконечные страдания. Если бы проблема Еврозоны была только проблемой чрезмерной задолженности, то критика Меркель была бы справедлива — и то отчасти, поскольку принятая в 1980-х годах система рефинансирования долгов перестала работать. Но проблема еврозоны — это кризис конкурентоспособности, доверия, щедрых до неприличия систем социального обеспечения, неэффективной бюрократии, ненужных обременительных законов и высоких налогов.

Эти структурные проблемы не решить в краткий срок. Прежде всего, огонь критики грекам надо бы направить на свою чиновничью бюрократию, которая только изображает видимость действий. А на самом деле находится на службе у европейской олигархической элиты, у тех, кто фальсифицировал отчетность банков о заимствованиях, чтобы Грецию приняли в еврозону. Кто такой премьер Антонис Самарас? Лидер либеральной "Новой демократии", занимал посты министра экономики Греции (1989) и министра иностранных дел Греции (1989-1992). В 2010 году исключил из состава партии Дору Бакоянни после того, как она проголосовала за ратификацию программы финансовой помощи Греции от ЕС и МВФ для предотвращения дефолта, а теперь сам с энтузиазмом ее реализует. С чего вдруг? Получил доступ к этой самой помощи?

Самарас также покрывает долг страны новыми заимствованиями. Штампует гособлигации под невиданные в развитых экономиках 5-7 процентов годовых, которые устанавливаются юридическими и физическими лицами, замыкающимися на Goldman Sachs. Если сейчас посмотреть на структуру долгов Греции и выяснить, сколько реально было занято денег и сколько было накручено процентов, то соотношение будет один к трем. Вот об этом греческое правительство молчит.

Может быть, возмущенным грекам вместо того, чтобы оскорблять Меркель, надо было на последних парламентских выборах проголосовать за Коалицию радикальных левых сил (СИРИЗА)? Но они струсили, и у власти опять оказались неолибералы. Правительства, "героически" закрывающие собой амбразуру социального взрыва — вообще модный общеевропейский тренд сезона. Очень мудрая тактика: обертка меняется, а начинка все та же.

Почему греческие власти не инициировали ни одного процесса о подлогах в отчетности? Почему они так и не провели референдум на предмет принятия мер жесткой экономии? Почему в Италии до сих пор еще 8 тысяч административных районов, когда США обходятся только 3 тысячами? Почему Испания не дала ходу делам о разворовывании ипотечных кредитов? Почему Португалия позволяет себе закрывать глаза на дотационную (!) оффшорную автономию Мадейру — крупнейшее убежище всяческого рода беглецов от уплаты налогов? А чем же будет кормиться европейская чиновничья элита, которая покрывает олигархическую? Если это не коррупция — то что?

Ну, а блогеры (как говорится — глас народа) тонущих стран пышут праведным гневом и требуют от канцлера Германии героического "момента Тэтчер". Но она далеко не Тэтчер — Железная леди ушла в отставку, когда ее не послушали. У Меркель же своя элита, канцлер всеми силами будет отстаивать целостность огромного рынка сбыта для немецкой продукции. Поэтому она похвалила правительство Греции за меры, предпринимаемые в борьбе с кризисом, и снова поддержала ее участие в еврозоне. "Я хочу, чтобы Греция осталась в еврозоне, — заявила Меркель журналистам. — Многое было сделано, и много еще предстоит сделать".

Читайте также: Голландцы решили спасать ЕС и Грецию

"Выполняйте свою задачу, и мы вас поддержим, — таким был основной посыл (Берлина)", — сказал в интервью The Wall Street Journal экономист Риккардо Барбьери. Это означает, что нет такого преступления на которое не пошел бы капитализм ради трех процентов прибыли — а здесь речь идет о 300 процентах.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *