Российско-финская политическая страда: каков будет урожай?

Несмотря на отпуск, президент России Дмитрий Медведев активно продолжает заниматься международными делами. 11 августа к нему в Сочи на неформальную встречу прибудет президент Финляндии Тарья Халонен.

Предполагается, что гостья ознакомится с тем, как черноморский курорт готовится к зимней Олимпиаде 2014 года. Финские компании (что неудивительно для представителей северной снежной страны) проявляют интерес к участию в строительстве олимпийских объектов. И у них есть, где развернуться – в городе предстоит возвести ещё более 300 объектов, так или иначе связанных с Олимпиадой.

Интересно, что в течение этого года президент Халонен уже в третий раз встречается с российскими руководителями. До сих пор, правда, переговоры проходили в Хельсинки. В апреле в финской столице побывал Дмитрий Медведев, а в июне – председатель правительства Владимир Путин.

Читайте: Россия-Финляндия: разговор без исторических обид .

«Финляндия – наш сосед, и внимание к этой стране наших руководителей вполне объяснимо. В отличие от государств Прибалтики или даже Швеции, отношения России и Финляндии развиваются весьма успешно – как в политической, так и в экономической областях.

И вполне логично, что одно из проявлений этого сотрудничества – участие финских компаний в подготовке к Олимпиаде в Сочи. "Качественно строить они умеют", - отметил в интервью «Правде.Ру» руководитель Центра Северной Европы Института Европы РАН, посол России в Финляндии в 1992-1996 гг., заместитель секретаря Совета Безопасности РФ в 1996-1998 гг. Юрий Дерябин.

Но очевидно, что частота российско-финских встреч на высшем уровне связана не только с участием финских компаний в подготовке Сочи к Олимпиаде. Прежде всего, речь идёт о газопроводе «Северный поток», труба которого должна пройти в водах этой страны. Обойти ее, контролирующую выход из Финского залива в основную часть Балтийского моря, никак нельзя.

Так что именно от страны «тысячи озёр» зависит, удастся ли реализовать масштабный проект по транспортировке российского газа в Германию в обход проблемных транзитёров вроде Украины, Польши и государств Прибалтики.

Во многом приезд Халонен связан с необходимостью закрепить успех на «газовом фронте», который был достигнут по окончании июньской поездки премьера Путина в Хельсинки.

2 июля стало известно, что власти Финляндии одобрили заключение об экологической безопасности проекта, представленное его акционерами (прежде всего, «Газпрома», немецких E.ON и BASF и голландской Gasunie). Теперь осенью финское правительство должно выдать окончательное разрешение на прокладку двух труб в своих водах.

Читайте: Непростые вопросы к Финляндии .

«До этого экологические организации страны требовали проверить, не ждёт ли Балтику в целом и её финское побережье в частности какое-либо бедствие в случае серьёзной аварии. Правительство пошло навстречу экологам и долго не давало ответ.

Но в итоге он, полностью удовлетворивший Россию, был дан – во многом потому, что это выгодно самой Финляндии. Теперь, чтобы реализовать проект, осталось добиться согласия Швеции», - отметил Дерябин.

Однако не экономикой единой (точнее, политэкономией) живы российско-финские отношения. Финляндия – страна, которая в 2008 году была председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

И глава её МИД Александр Стубб принял деятельное участие в разрешение вызванного агрессией Грузии против Южной Осетии кризиса на Кавказе. Он, как и президент Франции Николя Саркози, не раз бывал и в Москве, и в Тбилиси.

«Визит Халонен в Сочи в канун годовщины окончания войны – жест отчасти символический. Финляндию вместе с Францией можно смело причислить к соавторам плана по урегулированию на Кавказе (плана «Медведева – Саркози». - Ред.).

При этом первая показала себя в то время весьма конструктивным партнёром России и, в отличие от председательствующей сейчас в ЕС Швеции, стран Прибалтики и Польши, не позволяла себе резких антироссийский высказываний», - подчеркнул Юрий Дерябин.

Наконец, Финляндия, с которой у России 1300 километров общей границы, до сих пор не входит в НАТО. При этом после войны на Кавказе и в самой стране, и за её пределами начали слышаться разговоры о том, что в связи с «исходящей от России опасности» финнам нужно как можно скорее войти в Североатлантический альянс.

Безусловно, получить ещё одну натовскую группировку в 200 километрах от Петербурга для России было бы неприятно.

Российско-финская политическая страда: каков будет урожай?
Российско-финская политическая страда: каков будет урожай?

«Разговоры о вступлении в НАТО в Финляндии то и дело шли и до войны на Кавказе. Но примерно две трети населения страны выступали против такого шага, и только треть – за. Конфликт в Южной Осетии не добавил сторонникам НАТО голосов.

Финны не хотят воевать за американские или ещё чьи-то интересы где-то на Кавказе. Кстати, сразу после войны президент Халонен дала понять, что Финляндия продолжит линию на неприсоединение к альянсу», - сказал Дерябин.

Читайте: Финляндия не оставляет попыток отодвинуть границу на восток .

Тем не менее, вывод, тут же сделанный экспертом, был неутешительным: «Однако, несмотря на все имеющиеся «но», есть ощущение, что в будущем Финляндия в НАТО всё-таки вступит».

Впрочем, даже если это и случится, очень важно, когда именно. Было бы время России подготовиться – и в военном, и в политическом отношении. Тогда особых проблем такое расширение альянса не вызовет. В конце концов, членство в НАТО Германии, Франции, Италии или соседней с Финляндией Норвегии не мешает России успешно сотрудничать с ними.

А пока Финляндии нужно уделять повышенное внимание. Включать её в самые разнообразные проекты. Напоминать и указывать на издержки членства в Североатлантическом блоке. Чем, собственно говоря, российские руководители как раз активно и занимаются.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить