Кого на самом деле судит Гаагский суд?

11 марта исполнилось 10 лет со дня начала работы Международного уголовного суда (МУС) в Гааге. Идея была благая — сделать так, чтобы ни один политик, ответственный за тяжелейшие преступления, не ушёл от ответственности. Однако пока что суд работает плохо. Во многом из-за того, что в его работе не участвуют Россия, США, Китай, Индия.

Документ об учреждении МУС подписали 17 июля 1998 года на конференции в Риме, отсюда он получил название "Римский статут". В силу он вступил 1 июля 2002 года, а 11 марта 2003-го началась его фактическая работа. В основе его создания лежала идея международного расследования геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. Резиденция МУС находится в Гааге — там же, где и Международного суда ООН. Однако ООН МУС не подчиняется, хотя дела в нём возбуждаются по рекомендации Совбеза.

Решение об основании Международного уголовного суда приняли после того, как за несколько лет до того начали работу трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, где в 1990-е годы лилась кровь. Как работает трибунал по бывшей Югославии — напоминать излишне. Подавляющее число осуждённых на длительные сроки заключения составляют сербы, хорватов, боснийских мусульман и косовских албанцев сажали куда реже. Вопросы к нему накопились не только у Сербии и России, но даже и у многих политиков на Западе.

В отличие от трибунала по бывшей Югославии, где тон задавали судьи из стран Запада, состав МУС выглядит куда представительнее. В него входит 18 человек, из которых двое судей представляют Азию, двое — Восточную Европу, трое — Африку, четверо — Латинскую Америку, семь — Западную Европу, Северную Америку и Австралию с Океанией. В компетенцию суда входит рассмотрение преступлений, совершённых только после 1 июля 2002 года.

К суду можно привлечь граждан только тех стран, которые подписали и ратифицировали Римский статут. Однако, граждан третьих государств можно привлечь к ответственности в том случае, если об этом просит Совет Безопасности ООН. Первое положение резко ограничивает возможности судей. Достаточно влиятельному государству, обладающему правом вето в Совбезе ООН, не ратифицировать Римский статут, как его граждане автоматически избегут ответственности.

К настоящему времени договор о создании МУС подписали 115 государств, но далеко не все из них ратифицировали его в парламентах. Среди тех, кто согласился "не прятать" своих граждан — страны Евросоюза, Норвегия, Швейцария, Япония. В Западном полушарии документ подписали и ратифицировали практически все — Канада, Бразилия, Аргентина, Мексика. В общем, суд вполне может работать. Но не всё так гладко.

Читайте также:    Гаагский суд: сербов можно убивать 

Возьмём членов Совета Безопасности ООН… Ратифицировали документ только Франция и Великобритания. Что же касается России и США, то они в отношении МУС проявили редкое по нынешним временам единодушие. Оба государства документ подписали, но не ратифицировали. Интерес американцев понятен — они слишком много воюют, их граждане слишком много преступлений совершают. Одно дело иракской тюрьмы "Абу-Грейб" сколько лет могло продлиться… Но американцы непреклонны: никто, кроме США, не может судить их соотечественников.

В отличие от США, Россия не ведёт войны по всему миру. Однако локальный конфликт в Южной Осетии всё же случился. И если бы российские депутаты ратифицировали Римский статут — наших военных могли привлечь к суду. Памятуя об особо предвзятом отношении к нам со стороны представителей Запада (и частично мусульманского Востока), российских граждан могли осудить ни за что. Да и оглядка на поведение США в данном случае — серьёзный аргумент.

Пятый постоянный член Совбеза ООН Китай документ не подписал и не ратифицировал. Точно так же поступили Индия, Турция, Белоруссия. Белорусы не воюют нигде, а вот индийцы и турки то и дело ведут локальные войны, и на них происходит всякое. "На всякий случай" документ не ратифицировали непримиримые враги Израиль и Иран… Немногим государствам хочется, чтобы их граждан судили другие.

Вот и получается, что Международный уголовный суд занят исключительно конфликтами в Африке. Так, перед МУС предстал лидер организации "Союз конголезских патриотов", гражданин Демократической Республики Конго (ДРК) Томас Лубанго. В начале 2012 года его признали виновным в использовании в военных действиях детей в ходе гражданской войны в ДРК. По тем же статьям собираются судить вождей Армии сопротивления Господа в Уганде.

Постепенно руки судей дошли и до глав государства. Так, в июле 2008 года МУС выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. Его обвиняют в геноциде жителей мятежной провинции Дарфур, где за последние годы погибли сотни тысяч людей. Сегодня в регионе находятся "голубые каски" ООН. Что же касается самого аль-Башира, с которым Запад уже давно особо дел не имеет, то он до сих пор руководит Суданом и просто не выезжает туда, где его могут схватить.

Но если аль-Башир действительно виноват в том, в чём его обвиняют, то история с Муаммаром Каддафи кажется куда непригляднее. Когда летом 2011 года авиация НАТО активно помогала противникам ливийского лидера, МУс выписал ордер на арест "Полковника". Кроме того, в розыск объявили сына Каддафи Сейфа уль-Ислама и бывшего главу разведки Ливии Абдуллу аль-Сенуси. "Полковник" до Гааги также не доехал — исламисты и фавориты НАТО попросту растерзали его.

Сегодня в гаагской тюрьме ждём своей участи бывший президент Кот-д'Ивуара Лоран Гбагбо. Его сочли главным виновником конфликта, разразившегося в стране два года назад. Весной 2011 года его захватил французский спецназ, позже Гбагбо привезли в Гаагу. Ему предъявили обвинение в преступлениях против человечности, но приговор пока не вынесен.

За 10 лет работы МУС пока явно не показал себя как уважаемая и независимая структура. Большинство ведущих стран мира просто не признают его. А в той части, где он работает, судьи по-прежнему выполняют заказы Запада по привлечению к ответственности неугодных ему правителей. Так где же разница между Международным уголовных судом и Международным трибуналом по бывшей Югославии? Пока разница — только в национальной принадлежности подсудимых. 

Читайте самое интересное в рубрике "Мир" 

Автор Павел Чернышев
Павел Чернышев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить