Туризм на Кипре угодил в политический капкан

Россия пытается помочь в решении болезненной для Евросоюза кипрской проблемы. Отсутствие дипотношений между Турцией и греческим Кипром наносит ущерб развитию туризма, являющегося ключевой отраслью экономики. Не менее остро она стоит и для Турции, имеющей на Кипре свои интересы в лице 200-тысячного турецкого населения. Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует эксперт турецкого сектора Института Востоковедения РАН Инна Иванова.

Одна из главных проблем, угрожающих единству Евросоюза – ситуация на Кипре. И дело касается не только конфликта между Грецией и Турцией, но и относительно возможного вхождения последней в ЕС, чему препятствуют греки и сами киприоты. На этот раз урегулированию пытается помочь Россия. С этой целью в Москве встретились руководители внешнеполитических ведомств России и Кипра Сергей Лавров и Маркос Киприану.

Напомним, что проблема Кипра родилась не сегодня. Во время Османских завоеваний в XVI веке остров был захвачен турками. Окончательно они закрепили его за собой в 1571 г. Вслед за войсками на Кипр пришли и турецкие поселенцы, потомки которых живут на севере острова и сегодня. Однако через триста лет туркам пришлось уступить владычество над островом Англии. Воспользовавшись разгромом, учиненным туркам в 1877–78 гг. Россией, Лондон прибрал этот остров к своим рукам.

Читайте: " Всероссийской здравнице" грозит страшная война .

В очередной раз на повестку дня проблема стала в 1974 г. – спустя 14 лет после получения независимости. Тогда Турция ввела на север острова, где в основном проживало турецкое население, свои войска и оккупировала её. Турецкое военное присутствие сохраняется там до сих пор. Разумеется, по этой причине двусторонние отношения между Анкарой и Афинами, мягко говоря, оставляют желать лучшего, и дело едва не доходило до масштабных вооруженных столкновений.

В свою очередь, это сильно вредило Турции в ее отношениях с Евросоюзом, который не признает оккупации северного Кипра. Это служит одной из главных причин, почему ЕС до сих пор не принял её в свои ряды.

Что же происходит и на Кипре и почему Анкара так цепляется за этот остров в ущерб своим отношениям с ЕС? На этот вопрос для " Правды.Ру " ответила эксперт сектора Турции Института Востоковедения РАН Инна Иванова: "Многое объясняется историей. До 1923 г. Кипр находился под англичанами, в 1960 г. он получил независимость и ее гарантами выступили Великобритания, Греция и Турция. По Конституции здесь были два президента – греческий и турецкий, что создавало неудобства в управлении и англичане стали выступать за раздел острова по национальному принципу, поскольку греки-киприоты выступили за присоединение к Афинам. Возник и вопрос смешанных поселений.

Во время режима "черных полковников" греки-киприоты снова пытались добиться присоединения к Греции. В свою очередь, турки требовали помощи от Великобритании как от одного из гарантов. Поскольку англичане к этим требованиям остались инертны, в 1974 г. турки ввели войска на север острова.

Для разрешения ситуации в 2004 г. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выработал новый план, по которому был проведен референдум на севере и юге страны. Однако он был провален, поскольку турецкая сторона выступала за единый Кипр, а греческая – против. Как бы там ни было, но южная часть острова, населенная греками-киприотами, была принята в ЕС.

Возможность применения к Кипру косовского сценария очень сильно напугала греков. В феврале 2008 г. на местных выборах наиболее активные сторонники присоединения к Греции потерпели поражение, и во главе греческой части Кипра стал более гибкий президент-коммунист. И теперь между греческой и турецкой частями острова наметился путь к сближению".

В настоящее время греческий Кипр по сути пребывает в состоянии войны с Турцией. И пока Никосия блокирует через Совет министров ЕС оказание финансовой помощи оккупированному турками северу острова, Анкара отвечает ей взаимностью, не признавая Республику Кипр и отказываясь предоставлять кипрским самолетам и судам доступ на свою территорию.

Это наносит огромный урон экономике острова, поскольку самолеты "Кипрских авиалиний" в результате делают большой крюк, равно как и один из крупнейших в мире кипрский торговый флот терпит огромные убытки из-за того, что не может швартоваться в турецких портах. Впрочем, это обстоятельство, противоречащее положению ЕС о едином таможенном союзе, наносит главный удар по Турции и отдаляет перспективы ее включения в европейское пространство.

Россия – важный игрок в регионе, однако и ей не под силу в одиночку решить кипрскую проблему, копившуюся даже не годами, а столетиями. Для Анкары этот вопрос очень болезненный: с одной стороны, под угрозой находится её вхождение в ЕС, но с другой стороны, не менее остро стоит проблема северного Кипра. Ведь что означает возможный вывод оттуда турецких войск? Разумеется, значительная часть населения страны воспримет это как предательство турок-киприотов и предательство национальных интересов, что даст дополнительные голоса радикалам.

Стоит обратить внимание на то, что все это происходит на фоне обострения внутриполитической ситуации в Турции. Дело в том, что турецкие генералы склоняются к мысли о запрете правящей Исламской партии страны. И от того, как поведут себя стороны по кипрскому вопросу, будет зависеть не столько будущее Кипра, сколько будущее важнейшего игрока в восточном Средиземноморье Турции и всего региона в целом.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *