"Северный поток" отправляется в обход ненадежных транзитёров

Сегодня в Выборге пройдут торжественные мероприятия по случаю начала строительства газопровода "Северный поток". На них должен прибыть Дмитрий Медведев, а также представители других стран-участниц проекта.

Непосредственно укладка труб стартовала ещё 6 апреля. Оператор проекта компания Nord Stream AG ранее объявила, что на первую очередь строительства трубопровода был получен кредит в размере 3,9 млрд евро. Предполагается, что до конца года удастся привлечь еще 2,5 млрд на возведение второй очереди "Северного потока".

Запуск первой нитки трубопровода намечен на следующий году. По словам финансового директора Nord Stream AG Пола Коркорана, общие капиталовложения в проект составят 7,4 миллиарда евро. А с учётом зарплат строителей и дивидендов акционеров сумма может вырасти до девяти миллиардов.

Напомним, что идея построить "Северный поток" появилась в 2005 году. Он будет проложен по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. Главным поставщиком газа в эту трубу станет Южно-Русское месторождение, находящееся в Ямало-Ненецком автономном округе — главном газодобывающем регионе России.

Длина морского участка составит 1189 километров. Он захватит экономические зоны нескольких государств — России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Далее "голубое топливо" отправится сухопутным путём — по территориям немецкого и голландского потребителей. Наконец, по дну Северного моря будет проложен ещё один небольшой участок, по которому газ попадёт в Великобританию.

Как уже упоминалось выше, первая очередь пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров в год должна быть запущена в 2011 году. Вторая — позволит увеличить эту цифру вдвое — до 55 миллиардов. Планируется, что на полную мощность трубопровод заработает к ноябрю 2012 года.

Читайте: Труба зовёт: "Северному потоку" дали зелёный свет.

Большей частью акций компании-оператора Nord Stream AG владеет российский "Газпром" (51 процент). Немецким компаниям Wintershall Holding и E. ON Ruhrgas — принадлежит по 20 процентов. Ещё девять процентов находится у голландской Gasunie. В дальнейшем к проекту намерена присоединиться ещё и французская GDF Suez. В правление компании оператора входят видные в прошлом политики — экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер и бывший премьер Финляндии Пааво Липпонен.

В последний момент организаторам проекта пришлось немного изменить ту часть маршрута газопровода, которая пройдёт по территориальным водам Германии. Это было сделано по настоянию немецких военных, заявивших, что в первоначальном месте строительства они постоянно проводят учения.

Фото: AP

Ещё одно возражение поступило от польских предпринимателей. Они заявили, что газопровод помешает заходу в порт Свиноуйсце близ границы с Германией больших судов. В итоге южную часть магистрали проложат не по самому дну моря, а по специальным рвам, призванным защитить ее от всевозможных повреждений.

Трудно найти другой энергетический проект, вокруг которого бушевали бы такие политические страсти, как по поводу "Северного потока". То, что он имеет и некоторое политическое значение, не скрывалось изначально. Одна из задач — обеспечить бесперебойность поставок в Европу российского газа, уменьшив зависимость от ненадёжных стран-транзитёров вроде Украины, Польши и государств Прибалтики.

Едва только началось обсуждение проекта, как тут же власти Польши выступили против. Президент Лех Качиньский и премьер-министр Дональд Туск даже сравнивали газопровод с новым пактом "Молотова — Риббентропа". Руководители Латвии, Литвы и Эстонии призывали похоронить идею трубопровода, чтобы Европа не увеличивала свою зависимость от России.

Впрочем, куда важнее была позиция таких стран, как Финляндия, Швеция и Дания. А они несколько лет согласия не давали. Власти этих государств были вынуждены учитывать мнение экологов, опасавшихся, что труба причинит непоправимый ущерб зоне Балтийского моря. Были также вопросы относительно того, не окажется ли потревожено кладбище затонувших кораблей, и не наткнутся ли строители трубы на мины времён Первой и Второй мировых войн.

Обойти воды этих стран невозможно. Без согласия Финляндии газопровод просто не мог бы выйти за пределы Финского залива. Экономическая зона Швеции благодаря сильно выступающему в море острову Готланд также могла стать непреодолимым препятствием, которое нельзя обогнуть. То же самое можно сказать и о Дании с её островом Борнхольм.

В последние годы шведские и датские власти занимали по отношению к России очень критичную позицию и категорически отказывались давать добро на строительство. Ситуацию удалось переломить только прошлой осенью, когда компания-оператор представила заключение об отсутствии вреда от проекта для экологии. После этого премьеры Фредрик Рейнфельдт и Ларс Лёкке Расмуссен позвонили Владимиру Путину и дали своё согласие.

Оставалась Финляндия. Президент Тарья Халонен и премьер Матти Ванханен противниками проекта не были, но не учитывать мнения экологов не могли. В итоге согласие поступило только 12 февраля этого года.

И вот, наконец, в апреле строительство началось. И уже в ближайшие годы риск, что российский газ может не дойти до европейских потребителей, существенно снизятся.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *