Вместо Берлинской стены… Шенгенская

В начале ноября Германия отмечает 20-летие падения Берлинской стены, ставшей символом холодной войны. Сейчас утвердилось мнение, что в тот день, 9 ноября 1989 года, пришёл конец и противостоянию между Востоком и Западом. Поэтому празднование юбилея приобрело воистину масштабный характер.

Мероприятия проходят в Берлине всю неделю. Сегодня в немецкую столицу съедутся лидеры многих ведущих государств, которые 9 ноября примут участие в торжественной церемонии, посвящённой окончанию холодной войны. Россию будет представлять Дмитрий Медведев.

«Думается, что холодная война закончилась не осенью 1989 г, а после провала путча в СССР спустя два года. Но история распорядилась так, что на видеозаписях западных телекомпаний осталось слишком много кадров, где был показан восторг немецкого народа, радовавшегося падению Берлинской стены.

Так что традиция отмечать окончание противостояния между Востоком и Западом 9 ноября имеет под собой определённые основания», - отметил в интервью «Правде.Ру» эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.

Как же Берлинская стена стала символом холодной войны?

На рубеже 50-60-х гг. этот город был местом прямого соприкосновения советских и американских войск. К тому же, власти ГДР выдвигали претензии на Западный Берлин, где находились войска западных стран.

А руководство ФРГ отказывалось не только признавать существование ГДР, но и грозила санкциями всем, кто установит дипотношения с Восточной Германией. (Взаимное признание двух германских государств произошло лишь в 1972 г.).

Ситуация усугублялась тем, что многие жители ГДР в поисках лучшей доли перебегали в Западный Берлин. И решив положить этому конец, ее руководство и советские лидеры договорились о строительстве в самом центре города многокилометровой стены.

13 августа 1961 г. его рассекло почти пополам огромное бетонное сооружение. Так появились существующие раздельно Восточный и Западный Берлин.

Последний из-за противодействия СССР не был частью ФРГ юридически, но фактически ею стал. Так, в Западном Берлине ходила западногерманская марка. А бургомистр города Вилли Брандт в 1969-1974 гг. занимал должность канцлера ФРГ.

Стена простояла 28 лет. Близ неё выросли контрольно-пропускные пункты, и восточногерманские пограничники часто просто расстреливали тех, кто стремился бежать на Запад. По разным данным, у стены погибли от 125 до 1245 человек.

Она стала символом разделения немецкого народа, а также противостояния двух систем, ибо советские и американские солдаты продолжали находиться в непосредственной близости друг от друга.

Но к 1989 г. всё изменилось. С началом перестройки в СССР коммунистические режимы в Восточной Европе зашатались. Почувствовав ветер перемен, многие восточные немцы бежали через Чехословакию и Венгрию в Австрию, а оттуда – в ФРГ.В центре Европы появились городки беженцев.

В самой ГДР шли демонстрации с требованием реформ и демократизации. Но восточногерманские власти долго не хотели открывать границу с ФРГ и пускать своих граждан в Западный Берлин.

И вот вечером 9 ноября 1989 г. член правительства ГДР Гюнтер Швабовский объявил об открытии границы. Тут же толпы народа ринулись к Берлинской стене. Ликовали и в Восточном, и в Западном Берлине. Люди повсюду братались, многие танцевали прямо на стене. И большая часть бетонного сооружения была снесена.

Берлин фактически стал единым, а менее чем через год объединилась и Германия. «9 ноября 1989 г. для немцев – праздничный день, положивший начало объединению страны, - говорит Александр Рар. - Нация перестала быть разделённой.

Конечно, это не столь любимый народом праздник, как Рождество или Пасха. Но многие с удовольствием вспоминают, как рушилась стена. И память о том дне передалась и молодому поколению.

Надо сказать, что объединение было относительно гладким. Выборы в бундестаг в этом году показали, что четверть восточных немцев проголосовали за бывших коммунистов. Эти люди – преимущественно пожилые – ностальгируют по временам ГДР. Но их – только четверть. Остальные освоились в современной, капиталистической стране.

Тогдашняя ФРГ была самой богатой страной мира. И у неё были деньги, чтобы «переварить» объединение с ГДР. Сегодня ни о какой отсталости восточных земель говорить не приходится. Разницу между богатым Западом и бедным Востоком удалось преодолеть», - подчеркнул Александр Рар.

День 9 ноября 1989 г. был началом колоссальных перемен не только для Германии. На какой-то момент показалось, что в Европе исчезли разделительные линии. Увы…

Территория бывшей ГДР «по факту» вошла в НАТО. Противостоявшая блоку Организация Варшавского договора распалась, и с конца 90-х гг. его бывшие члены один за другим начали пополнять ряды Североатлантического альянса. Мнение новой, демократической России по этому поводу не спросили ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в Берлине.

Кроме изменившейся восточной границы НАТО, в Европе появилась новая разделительная стена – «Шенгенская». В то время как поляки, чехи, венгры и прибалты получили возможность ездить по Европе свободно, жителей России и Украины такого права лишили.

И они вынуждены мучиться, стоя в очередях за визами в ту же Германию. Говорить о том, что русские и украинцы не имеют к Европе никакого отношения, – смешно.

Так что разделительные линии в Европе пока остаются. И 20-летие падения символа холодной войны лишний раз заставляет вспомнить об их существовании.

Но шанс на то, чтобы они исчезли, есть. Если это случится – день падения Берлинской стены действительно может стать началом объединения не только Германии, но и Европы. В самом широком смысле этого слова – от Владивостока до Ирландии.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить