G8: встреча закадычных соперников

Складывается впечатление, что на предстоящем саммите в Германии большинству лидеров G8 уготована роль наблюдателей. На фоне вспыхнувшей с новой силой полемики Вашингтона и Москвы официальная повестка дня носит ритуально-декоративных характер.

Основные события заранее вынесены за рамки протокола. Все внимание будет приковано к кулуарным беседам. Ответственным за «момент истины» назначена не хозяйка саммита Ангела Меркель , а британский премьер Тони Блэр, который через несколько дней присоединит к своему титулу невеселую приставку «экс». Видимо, в этой связи организаторы решили, что уходящему и карты в руки – без обиняков и протокола объяснять несговорчивому Путину, как России надлежит вести себя с Западом.

"Я не думаю, что существует опасность начала новой холодной войны. Но мне кажется, что если Россия хочет правильных отношений с Европой, Америкой и так далее, то она должна основываться на определенных общих ценностях и принципах", - заявил Блэр в интервью ВВС.

Таким образом, нынешние усилия России, направленные на защиту своего суверенитета и отстаивание собственных национальных интересов – неправильные. А правильным было бы закрыть глаза на американские противоракеты в Европе, подкосить нашу экономику допуском к газовой трубе западных конкурентов, а с помощью проплаченных из-за океана доморощенных маргинальных негодяев самим себе навязать «оранжевую» смуту. Вот собственно, и все – да здравствуют истинные демократические ценности! За минусом России как таковой.

Говоря о развертывании в восточной Европе элементов американской системы противоракетной обороны, Блэр по старой привычке в последний раз выступил адвокатом Вашингтона: «Американцы сказали русским, что поделятся технологией и что будут вести себя в этом вопросе абсолютно прозрачно».

Дело не в технологиях (делиться ими с «империей зла» обещал еще Рональд Рейган!), а в блефе ирано-корейской ракетной угрозы Вашингтону. Причем прозрачность предлагается навыворот. Американцам недостаточно плавучего радара, который от Алеутских островов прощупывает нашу территорию до самого Урала. Им нужно, чтобы из Чехии замкнуть над Россией кольцо электромагнитного подглядывания на том же Уральском хребте. А десять пусковых шахт в Польше – просто отмазка.

Но все перечисленное – солидарные блоковые северо-атлантические претензии к Путину. Собственных у «друга» Тони, пожалуй, и нет – за исключением дела об убийстве перебежчика Литвиненко . Отвечая на вопрос о том, затронет ли он в разговоре с Путиным тему экстрадиции Андрея Лугового из России в Британию, Блэр заявил, что "нам придется поговорить об этом". Тем самым британский премьер подчеркнул малоприятную вынужденность темы.

Приятного для Блэра, действительно, мало, потому что он вряд ли услышит что-то новое. Такое впечатление, что он не читал в Times интервью Путина в преддверии саммита: «Не просто нужно требовать выдачи Лугового, а прислать достаточно материалов, чтобы мы могли делонаправить в суд. Мы сделаем это в самой России (в соответствии с конституцией), и будет осужден любой человек, которого посчитают виновным в гибели Литвиненко».

Пока же экстрадиционная настойчивость Королевской прокуратуры лишний раз подчеркивает, что официальный Лондон требует уважения к своему законодательству и ни в грош не ставит законы другого государства. Луговой, Петров или Сидоров – Россия своих граждан судит сама.

Очень похоже на то, что адвокатирование американских интересов у съезжающего с Даунинг Стрит вряд ли окажется плодотворным: отсутствие адвокатских удач у четы Блэр видимо семейная черта. Интереснее, как поведет себя на саммите сам Джордж Буш . Накалять обстановку дальше президенту США невыгодно, в его планах поставить в полемике с российским коллегой точки над «и» на своей территории.

Для Буша встреча с Владимиром Путиным на семейном ранчо в штате Мэн гораздо важнее G 8 – там слишком много протокольных реверансов при дефиците конкретики. А поговорить с другом Владимиром надо обстоятельно. Капитолийский холм республиканцы уже потеряли, но Буш еще лелеет надежду удержать за партией Белый дом. Россия тоже на старте избирательной гонки в два этапа подряд. Канва встречи по-домашнему уже намечена во время последнего визита госсекретаря Конди Райс в Москву – разногласия двух стран не должны становиться козырями в предвыборной борьбе.

Задекларировать благое намерение легко, а вот как осуществить? Демократы уже навострили перья. "Американский план абсурден, - пишет либеральная Newsday. - Он никоим образом не укрепит безопасность Европы и дает Путину прекрасный предлог для наращивания враждебных шагов против Запада. Что беспокоит больше всего, так это решение президента Джорджа Буша посетить перед саммитом Прагу и Варшаву и публично благословить план ПРО.

Эта система так и не выказала способности попадать в цель и по-прежнему обременена техническими проблемами. И ее заявленное обоснование не внушает доверия: ни Иран, ни Северная Корея не имеют ракет достаточной дальности для того, чтобы поразить Восточную Европу. Очевидно, что Буш просто успокаивает поляков и чехов, которые опасаются возможных российских шагов против себя".

«Отношения между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, - съязвила телекомпания АВС, - сложны и загадочны и на этой неделе подвергнутся испытанию, когда они встретятся в Германии на саммите "Восьмерки». Они называли себя закадычными друзьями. А теперь президент Путин, похоже, не может удержаться от того, чтобы беспрестанно критиковать США.

И, тем не менее, их отношения по-прежнему смахивают на танец. На прошлой неделе Россия запустила ракету, которая, как утверждал Кремль, может преодолеть любую ПРО. Результат? Через день Путин получил приглашение в семейное поместье Бушей в Кеннебанкпорте (штат Мэн)».

Встреча закадычных соперников на саммите «Большой восьмерки» обещает немало интриг. Будем разгадывать.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *