Оскорбление короны карается... евро

В Испании 2 июня вынесен судебный приговор, призванный оградить высших должностных лиц страны от откровенно хамских выпадов в их адрес. Мэр города Пуэрто-Реаль Хосе Антонио Барросо будет оштрафован на 6 840 евро за публичное оскорбление короля Хуана Карлоса I. Служители закона сочли, что Барросо «превысил допустимые законом границы политической критики, перейдя к прямым личным оскорблениям».

Данное решение стало следствием скандала, вспыхнувшего в Испании в апреле прошлого года. Тогда, выступая на одном из митингов, член партии «Объединённые левые», мэр города Пуэрто-Реаль Хосе Антонио Барросо обозвал монарха «коррупционером», «беспутным» и «сыном жуликоватых родителей». Когда сведения о скандальном выступлении дошли до Хуана Карлоса, король подал на обидчика в суд. Особенно его оскорбило то, как Барросо назвал его родителей.

Пока шёл процесс, от заседания к заседанию мэр пытался оправдать своё поведение тем, что желал высказать в адрес монарха «конструктивную критику». Однако на судей такие аргументы никак не подействовали. Они разъяснили слишком эмоциональному Барросо, что между критикой и оскорблением есть разница. В данном случае мэр бездоказательно оскорбил не только Хуана Карлоса, но и его родителей. А за это нужно отвечать.

Читайте: Гламурно-политические тайны мадридского двора .

На решение суда мог повлиять не только факт бездоказательных оскорблений в адрес короля и его родителей. Хуан Карлос I – весьма уважаемая в Испании фигура. Он формально правит страной с 1975 г., заняв трон после смерти диктатора Франсиско Франко. С именем этого монарха в Испании связывают последующий переход к демократии в конце 1970-х гг.

Хуана Карлоса отличает то, что он, в отличие от английской королевы, активно участвовал в политической жизни. Так, во многом благодаря его действиям в 1978 г. была принята Конституция, превратившая Испанию в федеративное государство. Каталонцы, баски и галисийцы получили автономию, что привело к смягчению (пусть и не полностью) проблемы притеснения национальных меньшинств и, как следствие, сепаратизма. (Это не относится разве что к Стране Басков, где по-прежнему активна террористическая группировка ЭТА).

И хотя с 1982 г.

Оскорбление короны карается... евро
Оскорбление короны карается... евро
король мало участвует в политической жизни, он почитается испанцами как гарант национального единства и демократических свобод. Он является настолько уважаемым человеком, что местные политики и журналисты, обычно не лезущие за словом в карман, очень редко позволяют себе говорить о Хуане Карлосе в неуважительном тоне. Так что выходка Барросо была вопиющей.

Надо отметить, что Хуан Карлос уже не раз проявлял себя как человек и политик, способный постоять за свое достоинство. В 1981 г., к примеру, он оказал сопротивление попытке военного переворота, устроенной стремящимися возродить порядки времён диктатуры Франко военными. Путч провалился, и за это лидер испанских коммунистов (а больших антимонархистов, чем они, не найти) Сантьяго Каррильо произнёс: «Боже, храни короля!».

На счету Хуана Карлоса есть уникальное достижение. Он заставил на некоторое время притихнуть гораздого до резких слов президента Венесуэлы Уго Чавеса. Дело было осенью 2006 г. на Иберо-американском саммите в Чили, где собрались лидеры Испании, Португалии и стран Латинской Америки.

В своей речи Чавес обозвал известного своими симпатиями к США бывшего испанского премьера Хосе Марию Аснара фашистом. «Фашисты – не люди», - произнёс «Неистовый Уго». Глава правительства Испании Хосе Луис Сапатеро безуспешно пытался его унять. И тут в дело вступил Хуан Карлос I. Монарх повернулся к Чавесу и сказал: «Почему бы тебе не заткнуться?». Чавес на некоторое время оторопел и лишь потом вымолвил, что никто, в том числе и король Испании, не сможет «заткнуть нам рот».

Хуан Карлос показал, что не потерпит безнаказанных и бездоказательных оскорблений не только в свой адрес. И этим он отличается от политиков других стран Европы и США, которые порой не в состоянии призвать к соблюдению приличий горе-журналистов, когда те на пресс-конференциях не стесняются перебивать президентов и премьеров и даже открыто оскорблять их.

Не особо выбирают выражения при разговоре с главой государства и европейские политики «второго эшелона». Такое нередко случалось, например, с президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель, которые беспомощно стояли и ждали, когда, наконец, кончит литься на них поток словесной грязи. Так что нынешний приговор испанского суда будет уроком для всех, считающих себя вправе откровенно хамить ведущим политикам.

Читайте: Борьба с памятниками Франко подвела Испанию к опасной черте .

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить