Благодаря Франции население ЕС прирастет за счет сотен тысяч африканских мусульман

Саркози подарит ЕС африканских мусульман

Европейский Союз расширится за счет Африки: 31 марта остров Майотта Коморского архипелага, расположенный в Индийском океане по соседству с Мадагаскаром, станет 101-м французским департаментом.

Таким образом, эти острова (речь идет об острове Гранд-Тер, или Маоре, меньшем по размерам острове Петит-Тер, или Паманзи, и нескольких мелких островках общей площадью 374 квадратных километра) станут самой отдаленной частью ЕС.

Напомним, что острова Майотта были колонией Франции с 1841 года. В 1976 году Коморские острова добились независимости от метрополии. Единственными, ее не получившими, были Маоре и Паманзи.

Сами французы заявили о том, что их жители не хотят отделяться. Власти Комор этому не верили и требовали от Парижа предоставить им контроль над Майотта. Впоследствии это требование поддержал и Африканский Союз, а также ООН, расценившая действия французов в отношении этого острова как неоколониализм.

Франция отказалась выполнять резолюцию ООН, оправдываясь тем, что сохраняя контроль над Майоттой, она всего лишь вынужденно идет навстречу ее жителям, которые-де предпочли сытую жизнь под властью французов голодной свободе.

Отчасти это было правдой. Несмотря на то что первоначально сторонников независимости было больше, очень быстро их число уменьшилось. Благодаря щедрым вливаниям в экономику острова его жители были гораздо богаче своих соседей-коморцев. Согласно официальным результатам референдума 1976 года, 60 процентов аборигенов проголосовали против независимости. На Коморах это голосование не признали, назвав "голосованием под дулами винтовок солдат Французского иностранного легиона".

Впрочем, бедные Коморы то и дело (разумеется, не без помощи французских спецслужб, в том числе и работавшего на них легендарного наемника Боба Динара) лихорадило волнениями, переворотами и т. д.

А на Майотте было сравнительно тихо, чему способствовал достаток ее жителей по сравнению с соседями. Сейчас уровень доходов на этом острове превышает соответствующие показатели на Коморах в десять раз. И хотя немногочисленные сторонники независимости считают, что жизнь там намного дешевле, их доводы не убедительны для большинства жителей Майотты.

Метрополия постепенно уравняла эту свою бывшую колонию с континентальной частью Франции. С 1976 года она являлась заморской территорией Франции. А на референдуме 29 марта 2009 года 95,2 процента жителей Майотты проголосовали за полную интеграцию с Францией.

Фото: AP

Почти все из 240 тысяч жителей островов — мусульмане, причем каждый третий — иностранец-беженец. Если и раньше на Майотту активно перебирались жители соседних нищих стран, вроде того же Мадагаскара и Мозамбика, то теперь этот поток явно еще больше увеличится. Тем более, нельзя забывать и о том, что население Майотты довольно быстро увеличивается. Годовой прирост (3,2 процента) здесь даже выше, чем во многих других африканских и арабских странах. И это при том, что острова уже начинают страдать от перенаселения. По плотности людей (600 человек на квадратный километр) они скоро будут претендовать на звание одного из самых густозаселенных мест на планете.

Это является дополнительным стимулом к переселению в более привлекательные края, тем более что по уровню жизни эти острова заметно уступают континентальной Франции. И поэтому нельзя исключать, что именно с помощью Майотты десятки тысяч граждан африканских стран будут легализовываться на французской территории.

Читайте также: Ядерные тайны Французской Полинезии

Как считает государственный секретарь по заморским территориям Ив Жего, интеграция может растянуться до 25 лет и она дополнительно обойдется французскому бюджету в 200 миллионов евро.

Ее воплощение в жизнь может сказаться на стабильности. Дело в том, что на Майотте будут введены в оборот все те порядки, которые существуют в континентальной Франции. По этой причине майотцам придется отказаться от многоженства. Кроме того, мусульманские судьи "кади" лишатся возможности влиять на судебные приговоры.

Впрочем, власти Союза Коморских Островов со всеми этими изменениями не согласны. Они считают интеграцию Майотты с Францией очередной уловкой Парижа для проведения колониальной политики. В частности, коморцы указывают на то, что в последнем референдуме, на котором жители островов заявили о твердом намерении остаться в составе Франции, приняли участие лишь 38,63 процента населения. А раз так, то меньшинство не может решать судьбу большинства.

Возникает вопрос: зачем французам контроль над этими островами, ежегодно обходящимися бюджету Франции в 680 миллионов евро? Не слишком ли большую цену платит Париж за то, что здесь находится база Французского иностранного легиона?

К тому же надо учитывать то, что постепенно эти расходы будут расти, учитывая то, что Майотта не обеспечивает себя продовольствием, промышленными товарами, топливом, импортируя их из Франции. И самостоятельно, без иностранной помощи, жители этих островов прожить не смогут. Экспорт — ароматизаторы (ваниль, иланг-иланг), копра, кокосы — дает слишком мало средств, а туризм слабо развит из-за отдаленности островов.

В своем комментарии "Правде.Ру" старший научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров заявил, что "в первую очередь контроль над Майоттой и Реюньоном отвечает общей стратегии Франции — сохранить остатки своего былого колониального господства. Но не силой, а при помощи денег. Обладание Майоттой и другими территориями дает Парижу возможность сохранять присутствие в важном для него с точки зрения геополитики регионе. Благодаря своим военным базам в Атлантике, Латинской Америке, в Индийском и Тихом океане Франция поддерживает статус великой державы".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *